Задержались, но не опоздали
К тематике проведения «Живых уроков» Новосибирск приблизился полгода назад. Законодателями в этом плане являются Москва и Санкт-Петербург. Подобные занятия там весьма востребованы и проводятся регулярно. «О необходимости проведения «Живых уроков» говорят не только педагоги, но и сами родители. Сегодня дети замкнуты либо в школьном пространстве, либо в интернете. И у них нет возможности узнать регион, в котором они живут, с разных сторон, познакомиться с его особенностями, — говорит Николай Тямин. — Круглый стол как раз и запланирован для того, чтобы в этой тематике началось движение. В начале февраля мы рассмотрели этот вопрос на комиссии, к концу февраля была создана рабочая группа при министерстве экономического развития Новосибирской области».
Хоть и с небольшим опозданием, но работа по внедрению «Живых уроков» в образовательный процесс началась своевременно, считает Николай Тямин. И при формировании бюджета на следующий год вопрос субсидирования таких занятий будет решен.
«К сожалению, сравнительно небольшое число детей знакомо с достопримечательностями родного края, — уверен Николай Тямин. — Я уже не говорю о какой бы то ни было периферии Сибирского федерального округа. К тому же, многие туроператоры сегодня готовы делать специальные проекты для образовательных учреждений. Но не все образовательные учреждения готовы работать с туроператорами. Но главное в моем понимании, как председателя профильной комиссии, — внедрение «Живых уроков» в образовательную среду, а для этого необходимо устранить существующие барьеры. Я думаю, что депутаты городского совета эту идею поддержат».
До 30 марта рабочая группа должна собрать все предложения. А до конца июня 2019 года их необходимо преобразовать в планы работ и детально проработать образовательно-туристические маршруты. «Главное, к этому времени мы должны обосновать необходимость софинансирования из областного и городского бюджетов», — подчеркнул Николай Тямин.
Вне всяких сомнений, школа дает человеку знания. Однако кругозор формируется не только в ее стенах. Дети — туристы от природы. Им дано любопытство, стремление осваивать новые технологии, получать знания и ответы на разные вопросы. Школьникам важно не просто получить всю необходимую для них информацию из учебников, дополнительной литературы и интернета. Им также важно самостоятельно увидеть, к примеру, химический процесс, заглянуть внутрь организма человека, стать участниками великого сражения или наблюдать за животными и птицами. Именно по этим причинам образование и туризм связаны неразрывно.
Сегодня детский туризм стал частью государственной политики. Стратегической его задачей является изучение родной страны, приобщение к национальным, историко-культурным и природным ценностям, интеллектуальное и духовное развитие подрастающего поколения. И решить ее можно лишь совместными усилиями двух отраслей.
Сегодня во многих источниках образовательный туризм рассматривается как эффективная педагогическая технология, а заодно как мощный инструмент обучения и воспитания.
Как рассказала начальник отдела воспитательной работы департамента образования мэрии Новосибирска Юлия Легостаева, схожие с «Живыми уроками» образовательно-просветительские проекты сегодня в городе реализуются. Это арт-субботы, академические субботы, у нас накоплен богатый опыт работы с одаренными детьми. Функционируют профильные классы, а ресурсы внеурочной деятельности позволяют развивать экскурсионные направления как силами образовательных учреждений, так и с привлечением сторонних организаций.