РЕШЕНИЕ
От 26.03.2014 |
г. Новосибирск |
№ 1073 |
Об отчете о деятельности контрольно-счетной палаты города Новосибирска за 2013 год |
Заслушав председателя контрольно-счетной палаты города Новосибирска Шилохвостова Г. И. о деятельности контрольно-счетной палаты города Новосибирска за 2013 год, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 2 статьи 34 Положения о контрольно-счетной палате города Новосибирска, принятого решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.10.2011 № 455, руководствуясь статьями 35, 43, 55 Устава города Новосибирска, Совет депутатов города Новосибирска решил:
1. Принять к сведению отчет о деятельности контрольно-счетной палаты города Новосибирска за 2013 год (приложение).
2. Решение вступает в силу со дня его подписания.
3. Контроль за исполнением решения возложить на постоянную комиссию Совета депутатов города Новосибирска по бюджету и налоговой политике (Черных В. В.).
Председатель Совета депутатов города Новосибирска |
Н. Н. Болтенко |
Приложение
к решению Совета депутатов
города Новосибирска
от 26.03.2014 № 1073
ОТЧЕТ
о деятельности контрольно-счетной палаты
города Новосибирска за 2013 год
Настоящий отчет о деятельности контрольно-счетной палаты города Новосибирска в 2013 году, результатах контрольных мероприятий, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях, подготовлен в соответствии со ст. 34 Положения о контрольно-счетной палате города Новосибирска, принятого решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.10.2011 № 455.
1. Результаты контрольной и экспертно-аналитической деятельности
В соответствии с планом деятельности контрольно-счетной палаты города Новосибирска в 2013 году проведено 27 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществлен ежемесячный мониторинг средств, полученных на реализацию Указов Президента РФ от 07.05.2012 № 596-606. Дополнительно проведено три внеплановых контрольных мероприятия.
В 2013 году контрольными мероприятиями было охвачено 129 объектов, из которых законодательных органов власти - 1, органов местного самоуправления - 23, муниципальных учреждений - 86, муниципальных унитарных предприятий - 1, прочих организаций - 18.
В ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий палатой выявлено нарушений в финансово-бюджетной сфере на сумму 1 096 592,6 тыс. рублей.
Из общей суммы нарушений неэффективное использование муниципальных бюджетных средств составило 289 301,7 тыс. рублей или 26,4% от общего объема финансовых нарушений, неправомерное использование бюджетных средств - 30 434,3 тыс. рублей (2,8%), нарушения законодательства о бюджетном учете и отчетности - 776 856,6 тыс. рублей (70,8%).
Вследствие допущенных нарушений и неэффективной деятельности субъектов бюджетного процесса города Новосибирска в бюджет города не поступило 91 646,7 тыс. рублей.
Показатели непроизводительных расходов бюджетных средств составили 54 359,1 тыс. рублей, из которых неправомерно без документального подтверждения произведено расходование средств на сумму 6 780,5 тыс. рублей, нарушения при составлении проектно-сметной документации и завышение объемов фактически выполненных работ - 47 578,6 тыс. рублей.
Избыточные расходы бюджетных средств составили - 51 572,4 тыс. рублей, в том числе неэффективное использование - 34 976,1 тыс. рублей, расходование сверх установленных норм и нормативов - 16 596,3 тыс. рублей.
В общем объеме выявленных нарушений числится недостача основных средств и товарно-материальных ценностей на общую сумму 16 235,3 тыс. рублей, установленная по результатам проведенных инвентаризаций.
Нарушения законодательства о бюджетном учете и отчетности выразилось в не правильном отражении:
в бюджетной отчетности «доходов от уплаты по договору аренды и найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования» в сумме 8 619,1 тыс. рублей;
в балансе стоимости земельных участков, используемых учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования, в сумме 312 000,0 тыс. рублей.
Кроме этого, в проекте решения о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период:
не по коду, соответствующему ведомственной программе, отражены средства на реализацию мероприятий ВЦП «Участие мэрии города Новосибирска в развитии застроенных территорий» на 2012 – 2015 годы, в объеме 70 000,0 тыс. рублей;
в общем объеме доходов не учтены «доходы от прочих безвозмездных поступлений от муниципальных организаций» в объеме 156 096,2 тыс. рублей;
необоснованно запланированы к поступлению в бюджет города штрафы за нарушение миграционного законодательства в объеме 229 604,0 тыс. рублей.
Всего по результатам проведенных в 2013 году контрольных мероприятий палатой предложено устранить нарушения на общую сумму 747 224,1 тыс. рублей, в ходе проведения контрольных мероприятий устранено - 81 426,5 тыс. рублей.
На дату подготовки отчета устранено нарушений на сумму 708 194,9 тыс. рублей, возмещен ущерб бюджету города в сумме 673,6 тыс. рублей.
При выявлении нарушений в финансово-бюджетной сфере палата давала предложения не только об их устранении в организации, являющиеся объектом проверки, но и предлагала меры по предотвращению ущерба в целом в соответствующей отрасли городского хозяйства.
В отчетном периоде палатой по результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий направлено 17 представлений в адрес руководителей проверяемых организаций и органов исполнительной власти города, 13 информационных писем в органы исполнительной власти города Новосибирска и иные организации.
По результатам 19 контрольных мероприятий в 2013 году проведены совещания на уровне заместителей мэра города Новосибирска. На рабочих группах депутатов Совета депутатов города Новосибирска разрабатывались мероприятия по устранению выявленных палатой нарушений и недостатков.
Замечания и предложения палаты учтены при принятии, внесении изменений (дополнений) в распоряжения и постановления мэрии города Новосибирска, решения Совета депутатов города Новосибирска и иные правовые акты города:
распоряжение мэрии города Новосибирска от 07.08.2013 № 863-р о создании рабочей группы по развитию территорий муниципальных парков культуры и отдыха;
распоряжение мэрии города Новосибирска от 29.08.2013 № 1049-р «О неотложных мерах по развитию территорий муниципальных парков культуры и отдыха» - введен мораторий на размещение объектов на территориях парков до принятия программы, направленной на развитие муниципальных парков культуры и отдыха;
постановление мэрии города Новосибирска от 25.09.2013 № 8974 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и о предварительном согласовании открытому акционерному обществу «Мобильные ТелеСистемы»;
постановление мэрии города Новосибирска от 14.12.2012 № 12921 (ред. от 22.10.2013 № 10010) «Об утверждении ведомственной целевой программы «Реконструкция жилищного фонда города Новосибирска» на 2013 - 2016 годы»;
постановление мэрии города Новосибирска от 31.12.2013 № 12576 «О реорганизации муниципальных бюджетных учреждений города Новосибирска»;
решение Совета депутатов города Новосибирска от 26.06.2013 № 896 «О внесении изменений в решение городского Совета Новосибирска от 23.11.2004 № 500 «О программе замены и модернизации лифтов жилищного фонда в городе Новосибирске на 2005 – 2014 годы»;
приказ первого заместителя мэра города Новосибирска от 03.06.2013 № 8-од «Об утверждении плана мероприятий по устранению замечаний контрольно-счетной палаты города Новосибирска при исполнении бюджета города Новосибирска при исполнении бюджета города на 2012 год».
Кроме этого, постановлениями мэрии города Новосибирска утверждено 13 ведомственных целевых программ на 2014 – 2016 годы.
2. Экспертно-аналитическая деятельность
Заключение палаты на отчет об исполнении бюджета - это комплексный анализ деятельности исполнительной власти в части выполнения принятых обязательств на основе не только анализа исполнения бюджета, но и результатов проведенных контрольных мероприятий.
В рамках внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета города Новосибирска за 2012 год были проведены проверки бюджетной отчетности всех главных администраторов бюджетных средств (далее – ГАБС).
В результате проведенных мероприятий выявлен ряд системных недостатков и нерешенных проблем.
Анализ выявленных нарушений по результатам внешней проверки отчета об исполнении бюджета показал, что наибольшая сумма нарушений установлена за счет несоблюдения отдельными ГАБС принципов и правил бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности, применяемых при подготовке бюджетной отчетности, а также выявлена недостаточная организация системы внутреннего финансового контроля. Сохранялись факты неполноты и недостоверности годовой бюджетной отчетности отдельных ГАБС.
Как и в предыдущие годы, в заключении на отчет об исполнении бюджета за 2012 год палатой отмечено, что подходы к формированию и исполнению муниципальных (городских, долгосрочных, ведомственных) целевых программ по сравнению с прошлыми периодами не претерпели существенного изменения. Целевые программы остаются источником дополнительного финансирования текущих расходов, в то время как переход на программно-целевой принцип деятельности является основным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов.
Анализ формирования и исполнения муниципальными казенными учреждениями муниципальных заданий показал, что рядом учреждений муниципальные задания формируются формально, объем финансирования муниципального задания устанавливается исходя из потребностей учреждения для его функционирования и не связан с объемом предоставления муниципальных услуг. Кроме того, ни одним нормативно-правовым документом не предусмотрена ответственность и санкции за невыполнение муниципального задания муниципальными казенными учреждениями.
В целях устранения замечаний палаты, изложенных в заключении, приказом заместителя мэра города Новосибирска от 03.06.2013 № 08-од «Об утверждении плана мероприятий по устранению замечаний контрольно-счетной палаты города Новосибирска» утвержден план мероприятий с указанием сроков исполнения и ответственных за их исполнение.
В рамках предварительного контроля осуществлялся анализ показателей проекта бюджета города Новосибирска на 2014 год и плановый период 2015 -2016 годов (далее - Проект бюджета), а также основных параметров бюджетной и налоговой политики города, который показал, что Проект бюджета направлен на решение важнейших задач, связанных с обеспечением макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости, решение проблем социального развития территории. При этом палата обратила особое внимание на наличие системных рисков, связанных с высокой зависимостью бюджетной системы города от поступлений из бюджетов других уровней, ограниченностью внутренних финансовых ресурсов, динамичным ростом муниципального долга.
Проведенный анализ финансовой устойчивости бюджета показал снижение уровня бюджетной обеспеченности в 2014 – 2016 годах, обусловленного отрицательной динамикой расходов в 2014 году и невысокими темпами роста в 2015 – 2016 годах при более высоких темпах роста численности населения, повлечет увеличение долговой нагрузки на одного жителя.
В этих условиях возрастает актуальность системы мер, направленных на развитие доходной базы бюджета, повышение результативности расходов бюджета и бюджетной дисциплины, усиление контроля за использованием муниципальных средств, в первую очередь, путем повышения эффективности внутреннего финансового контроля.
При формировании Проекта бюджета на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов мэрией города принят ряд мер, направленных на реализацию поставленных Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании задач - сохраняется социальная направленность бюджетных расходов, расходы на доведение планируемого уровня средней заработной платы работников учреждений социальной сферы запланированы в полном объеме, в соответствии с индикативными значениями, предусмотренными в «дорожных картах». В то же время, не все цели бюджетной политики на среднесрочную перспективу можно считать достигнутыми.
Сравнительный анализ параметров Прогнозов на 2013 – 2015 годы и на 2014 – 2016 годы показал достаточно высокий уровень достоверности прогноза социально-экономических показателей. В то же время, при достаточно высоком качестве прогноза социально-экономических показателей достоверность прогноза параметров бюджета недостаточна, метод скользящей трехлетки практически не используется.
Бюджетное планирование не интегрировано в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития, что практически исключает возможность бюджетирования, ориентированного на результат. Стратегический план устойчивого развития города требует актуализации, контрольные показатели, предусмотренные Прогнозом социально-экономического развития города Новосибирска до 2020 года, не соответствуют показателям прогноза социально-экономического развития города на 3-летний период.
Кроме того, сокращение расходов на развитие инфраструктуры дошкольных образовательных учреждений увеличивает риск не достижения к 2016 году 100,0 % доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Мэрией города Новосибирска не в полной мере реализуются меры по обеспечению нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов путем существенного расширения применения методов программно-целевого управления. Система муниципальных программ, позволяющая с помощью комплекса взаимосвязанных мероприятий и межотраслевого взаимодействия достигать поставленные цели и решать намеченные стратегические задачи социально-экономического развития, не сформирована.
Исходя из представленных мэрией города Новосибирска комментариев от 16.12.2013 № 01/40/06234, замечания и предложения палаты, изложенные в экспертном заключении на проект бюджета, учтены при внесении поправок ко второму чтению проекта бюджета и в Решение Совета депутатов от 18.12.2013 № 1012.
С учетом норм действующего законодательства палатой проведен мониторинг исполнения бюджета города Новосибирска за первое полугодие 2013 года. Данный мониторинг позволил сформировать заключение о динамике и структуре расходования средств бюджета города, поступлений налоговых и неналоговых доходов, с целью своевременной корректировки плановых показателей.
Подготовлена и направлена аналитическая справка о состоянии дефицита бюджета и муниципального долга города Новосибирска в 2009 – 2013 годах. Для обеспечения долгосрочной сбалансированности, устойчивости бюджета города Новосибирска, повышения качества управления муниципальными финансами, снижения муниципального долга предложен ряд мер, направленных как на пополнение доходной части бюджета, так и на повышение эффективности и оптимизации бюджетных расходов.
Контроль за реализацией Указов Президента РФ от 07.05.2012 № 596-606 в городе Новосибирске осуществлялся методом ежемесячного мониторинга поступивших средств на указанные расходы и достигнутых результатов (освоение поступившего финансирования). По результатам мониторинга палатой отмечено недофинансирование мероприятий по ведомственной целевой программе «Улучшение жилищных условий работников муниципальной бюджетной сферы города Новосибирска» на 2011 – 2015 годы» (процент финансирования составил - 81,2 %), а также не освоение средств, поступивших в полном объеме, на обеспечение жильем военнослужащих (66,1 %) и обеспечение жильем молодых семей (53,4 %).
По остальным мероприятиям, предусмотренным Указами Президента РФ, финансирование, как и освоение, за счет средств бюджета города Новосибирска и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществлено в полном объеме.
3. Контрольная деятельность
При проведении контрольных мероприятий палатой уделялось внимание полноте поступления средств в доход бюджета города и расходам, связанным с распоряжением и управлением объектами муниципальной собственностью, в том числе муниципальными земельными ресурсами. Так, в рамках внеплановой проверки использования муниципальным автономным учреждением культуры города Новосибирска «Парк культуры и отдыха «Заельцовский» земельного участка, предоставленного ему в постоянное (бессрочное) пользование, установлено, что, в основном, земельный участок используется для выполнения уставных целей учреждения
Однако, в нарушение ст. 51 Градостроительного кодекса РФ на земельном участке парка осуществлено строительство многофункционального развлекательного комплекса «Shalette» (инвестор ООО «Ривьера»), физкультурно-оздоровительного комплекса «Логово» (инвестор ООО «ТОРРО»), физкультурно-оздоровительного комплекса «Сибиряк» (инвестор ООО «Релакс»), а также начато строительство объекта ООО «Традиции Сибири» без получения необходимых разрешительных документов.
В выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию многофункционального развлекательного комплекса «Shalette» управлением архитектурно-строительной инспекции мэрии города Новосибирска отказано по причине отсутствия документов, предусмотренных ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ (градостроительного плана земельного участка, разрешения на строительство, акта приемки объекта капитального строительства и т.д.). По другим объектам учреждение в управление ни за выдачей разрешения на строительство, ни за разрешением на ввод объекта в эксплуатацию не обращалось.
Помимо указанных выше объектов на территории парка культуры и отдыха «Заельцовский» находятся 3 самовольно установленные беседки (ООО «Ельцовка»). По результатам проведенной палатой проверки департаментом земельных и имущественных отношений мэрии направлены письменные указания главе администрации Центрального округа города, директору МАУК «ПКиО «Заельцовский» и директору ООО «Ельцовка» о необходимости освобождения территории парка от самовольно установленных беседок.
Материалы проверки направлены в следственное управление Следственного комитета России по Новосибирской области для исследования в рамках возбужденных уголовных дел.
Проверки фактического использования земельных участков муниципальными спортивными учреждениями города показали, что используются они в соответствии с видами разрешенного использования, в тоже время:
на земельном участке в МБУ «Спортивно-оздоровительный комплекс «Темп» выявлен самовольно установленный металлический гараж;
одно из полей для мини-футбола в МБУ ДОД СДЮСШОР «Центр игровых видов спорта» заасфальтировано под автопарковку. Разрешительных документов на перепрофилирование поля не представлено.
Часть земельных участков в МАУ ЦСП «Электрон», МБУ ДОД СДЮШОР «Центр спортивной борьбы» и МБУ ДОД ДЮСШ «Энергия» на момент проверки не использовалась, в связи с оформлением разрешительных документов на проведение строительных работ.
Изучением местонахождения переданных в 2013 году от МБУ «Спортивный город» в МАУ «Стадион» 79 объектов муниципального имущества (спортивные площадки, хоккейные коробки, футбольные поля, универсальные спортивные площадки и другие) установлено, что:
37 объектов, из указанных, расположены на муниципальных земельных участках. Однако данные земельные участки в МБУ «Спортивный город» не передавались и, соответственно, на бухгалтерском учете не числились. Не переданы они и в МАУ «Стадион»;
27 объектов расположены на придомовой территории;
15 объектов расположены на земельных участках, форма собственности которых не определена.
По результатам проверки предложено провести анализ указанных земельных участков и инициировать по муниципальным земельным участкам (по возможности) передачу их МАУ «Стадион» в постоянное (бессрочное) пользование, а по участкам, форма собственности которых не определена, инициировать оформление права муниципальной собственности с последующей передачей их пользователю.
Результаты проверки по вопросу использования земельного участка автономным образовательным учреждением дополнительного образования «Новосибирский Центр Высшего Спортивного Мастерства» (далее – Центр) для выполнения своих уставных целей показали, что в границах земельного участка, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с распоряжением мэрии города, расположена вышка сотовой связи.
На территории данного участка вырыт котлован и частично залит фундамент. В апреле 2008 года на территории спорткомплекса начато строительство 25-метрового бассейна в рамках социального проекта Минспорттуризма России «Строительство физкультурно-оздоровительных комплексов». В 2009 году из-за недостаточного финансирования работы были прекращены, на сегодняшний момент имеется незавершенный строительством фундамент.
Кроме этого, в здании крытого катка с искусственным льдом «Ледовая Арена» имеется оборудование, которое не смонтировано, а складировано на территории катка.
По итогам проверки Центру было рекомендовано:
привести земельный участок в соответствии с правоустанавливающими документами на землю;
провести экспертизы фундамента, работ по завершению нулевого цикла и консервации объекта на земельном участке;
рассмотреть целесообразность дальнейшего проведения монтажных и пусконаладочных работ на «Ледовой арене» по установке холодильного оборудования.
Исходя из рекомендаций, Центром приняты и разработаны меры по реализации указанных предложений.
Аудит полноты поступления доходов в бюджет города от размещения рекламы на объектах, находящихся в муниципальной собственности города, показал, что по отчетным данным за 2012 год, общая сумма денежных средств, поступивших в бюджет города от рекламной деятельности за отчетный период, составила - 124 070,9 тыс. рублей, что больше аналогичного показателя 2011 года на 12,3,0 %, 2010 года - на 13,0 %. Рост поступлений в бюджет в 2012 году обусловлен увеличением количества действующих в указанном году договоров.
За 9 месяцев 2013 года по отчетным данным поступило в бюджет - 82 735,3 тыс. рублей. Ожидаемый доход в бюджет города в 2013 году, из расчета средней величины платежей за 3 квартала 2013 года может составить 110 313,7 тыс. рублей.
Проверка соблюдения Правил распространения наружной рекламы и информации в городе Новосибирске, принятых решением городского Совета Новосибирска от 25.10.2006 № 372 (в ред. от 29.05.2013 № 874), показала, что:
не соблюдены требования, предъявляемые к проведению конкурса;
не соблюден порядок установки и эксплуатации рекламных конструкций;
не осуществлялся контроль за возмещением рекламораспространителями стоимости работ по демонтажу рекламных конструкций, произведенных за счет средств бюджета города. Так, согласно данным МКУ «Городской центр наружной рекламы» (далее – МКУ «ГЦНР») в 2012 году на демонтаж незаконно размещенных рекламных конструкций израсходовано из бюджета города 4 750,0 тыс. рублей, за 9 месяцев 2013 года - 2 260,0 тыс. рублей.
Кроме того, МКУ «ГЦНР», по-прежнему, не ведется аналитический учет расчетов с каждым рекламораспространителем в разрезе договоров начисленных и оплаченных доходов, на что было указано палатой по итогам проверки муниципального учреждения «Городской центр наружной рекламы» в 2010 году (акт проверки от 15.07.2010). Отсутствие надлежащего бюджетного учета не позволяет определить общую сумму задолженности по всем договорам и оценить полноту поступления доходов от рекламной деятельности в бюджет города.
В части оценки претензионной работы с рекламораспространителями установлено, что согласно бухгалтерской отчетности за 9 месяцев 2013 года по претензиям, предъявленным учреждением, поступило платежей на сумму 4 322,7 тыс. рублей. В тоже время по шести самым крупным рекламораспространителям не было предъявлено ни одной претензии, ни в 2012 году, ни 2013 году, в бюджет города платежи по претензиям от основных рекламораспространителей не поступали. По расчетам, произведенным учреждением, по требованию палаты, по состоянию на 18.12.2013 основным рекламораспространителям за нарушение условий договоров предъявлены претензии (с начислением пени и штрафной неустойки за 2012 – 2013 годы) на сумму 5 332,0 тыс. рублей. По итогам проверки учреждением принимаются меры по взысканию начисленной суммы.
В адрес председателя комитета по рекламе и информации мэрии города Новосибирска и директора МКУ «ГЦНР» направлено представление об устранении выявленных нарушений.
По итогам проведенного анализа обоснованности и эффективности деятельности в результате реорганизации муниципальных учреждений молодежной политики Советского района города, палатой сделан вывод, что решение о слиянии муниципальных учреждений и создание более крупного муниципального учреждения с централизованным руководством было обоснованным.
В тоже время деятельность вновь созданного учреждения (Центра «Левобережье») за проверяемый период оценена как «низкоэффективная». Причинами низкой эффективности деятельности учреждения, по мнению палаты, явились:
изменения основных направлений деятельности и возрастной категории получателей услуг;
переориентация учреждения;
недостаточность контроля Комитета по делам молодежи мэрии за деятельностью подведомственных учреждений.
Также палатой отмечена недостаточность финансирования учреждения в части содержания имущества, приобретения основных средств и товарно-материальных ценностей.
По итогам оценки, деятельность Центральной библиотечной системы Центрального района города, проведенной на основании отчетных данных, представленных учреждением, признана палатой как «средней эффективной».
По мнению палаты, причинами недостаточной эффективности деятельности учреждения являются:
кадровый вопрос, обусловленный низким уровнем престижа профессии библиотекаря;
действующая система показателей деятельности библиотек;
действующая система контроля учета показателей, характеризующих деятельность библиотек.
Материалы проверки по учреждениям библиотечной системы и молодежной политики направлены в департамент культуры, спорта и молодежной политике мэрии города Новосибирска для информации и принятия управленческих решений.
Результаты реализации Комплекса мер по модернизации муниципальной системы общего образования в городе Новосибирске позволили сделать вывод о том, что достигнуты все основные целевые значения показателей результативности.
Наряду с позитивными результатами, достигнутыми при модернизации системы общего образования в городе, - достижение запланированного уровня заработной платы, внедрение федерального государственного образовательного стандарта, увеличение доли молодых специалистов, продолжают оставаться актуальными следующие проблемы: незначительное снижение потребления тепловой и электрической энергии, снижение доли педагогических работников, имеющих первую и высшую квалификационную категорию, незначительная доля образовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение.
В то же время, отсутствие надлежащего контроля со стороны Главного управления образования мэрии города Новосибирска (далее – ГУО мэрии) за соблюдением норм и правил при составлении сметной документации и за соответствием видов и объемов работ по актам выполненных работ и фактически выполненных работ повлекло увеличение стоимости выполненных ремонтных работ на 598,7 тыс. рублей.
По результатам проверки предоставлены документы на выполнение дополнительных объемов работ в зачет установленных нарушений на общую сумму 444,7 тыс. рублей.
Отсутствие рекомендаций ГУО мэрии по типу (маркам) устанавливаемых камер привело к тому, что стоимость установки систем видеонаблюдения в расчете на одну камеру колеблется от 9,4 тыс. рублей до 32,8 тыс. рублей. В МАОУ «Гимназия № 11» установлены автоматический шлагбаум и откатные автоматические ворота стоимостью 155,5 тыс. рублей (во всех остальных общеобразовательных учреждениях установлены простые распашные ворота, стоимость которых в среднем составляет - 15,0 тыс. рублей). В соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса РФ расходы в сумме 155,5 тыс. рублей являются неэффективными расходами бюджетных средств, поскольку оба устройства выполняют одинаковую функцию.
Анализ проведения конкурсных процедур на установку и монтаж видеонаблюдения, капитальный ремонт кровли и спортивных залов в МБОУ КШИ «СКК» показал, что отсутствие комплексного подхода при формировании контракта, дробление работ по разным лотам и не включение в контракт полного комплекса работ по одному объекту привело к ограничению конкуренции между участниками торгов и отсутствию возможной экономии по результатам торгов.
По итогам контрольного мероприятия, в целях эффективного и правомерного использования бюджетных средств, специалистам МКУ «ОТНиРМТБОУ» районов направлены рекомендации ГУО, обязательные к исполнению, для недопущения в дальнейшем выявленных нарушений.
Базой для формирования оценки эффективности деятельности в результате реорганизации муниципальных спортивных учреждений города являлись: данные проверок контролирующих органов, жалоб и обращений граждан, годовых и квартальных отчетов, статистические, прочие сведения о результатах деятельности учреждений. Показатели деятельности по правовому и экспертному критериям оценки МБУ ДОД «Центр ТЭИС», СДЮШОР по восточным единоборствам и по водным видам спорта являются эффективными. Невысока эффективность по социально-экономическому критерию деятельности.
В целях повышения эффективности деятельности по социально-экономическому критерию, палатой рекомендовано изменить факторы, отрицательно влияющие на показатель текучести кадров.
Все показатели деятельности ЦСП «Обь» являются эффективными. Однако в целях повышения эффективности деятельности по правовому и социально-экономическому критериям палатой рекомендовано обратить внимание на укрепление финансовой дисциплины и недопущение в дальнейшей деятельности нарушений действующего законодательства.
Во исполнение рекомендаций палаты, департаментом культуры, спорта и молодежной политики мэрии города указано ЦСП «Обь» на необходимость усиления контроля за финансовой дисциплиной. Директорам Центра «ТЭИС», СДЮШОР по восточным единоборствам и по водным видам спорта предложено оптимизировать штатную численность с целью повышения заработной платы работникам, что снизит текучесть кадров.
Деятельность комплексных центров социального обслуживания населения Дзержинского и Октябрьского районов города признана эффективной. Однако палатой рекомендовано, в целях повышения эффективности деятельности по правовому и социально-экономическому критериям комплексному центру Октябрьского района обратить внимание на укрепление финансовой и правовой дисциплины и недопущение в дальнейшей деятельности нарушений действующего законодательства.
Во исполнение рекомендаций палаты департаментом по социальной политике мэрии города Новосибирска, руководителям всех подведомственных учреждений направлено письмо с указанием на усиление контроля и ответственности за эффективным использованием средств бюджета и не допущение нарушений финансовой и правовой дисциплины.
В рамках проведенных проверок по формированию и выполнению муниципальных заданий муниципальными казенными учреждениями города, входящими в структуру департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска (далее – ДТиДБК мэрии), установлено, что:
муниципальным казенным учреждением города Новосибирска «Дорожно-эксплуатационное учреждение № 4» не составлялись технологические карты уборки закрепленных территорий в зимнее и летнее время; не уточнялись состав и годовые объемы работ по содержанию улично-дорожной сети; не подготавливалась и не направлялась начальнику Главного управления благоустройства мэрии (далее – ГУБО) заявка - пояснительная записка и графический материал для согласования и включения в муниципальное задание;
увеличение объемов работ без увеличения объема финансового обеспечения по данным затратам привело к исключению некоторых видов работ по текущему содержанию дорог, либо к сокращению периодичности их выполнения, что повлияло на качество оказываемых учреждением услуг;
без выделения лимитов бюджетных обязательств, заключены муниципальные контракты с подрядными организациями по вывозу снега на сумму 1 098,0 тыс. рублей.
Муниципальное задание муниципального бюджетного учреждения «Новосибирская городская служба парковки» не содержит показателей, характеризующих качество оказываемой муниципальной услуги, а также порядок ее оказания;
в связи с отсутствием документального подтверждения о выполненных работах по эвакуации машин, в рамках заключенного соглашения с ООО «ГАПП № 9», не представляется возможным подтвердить обоснованность расходов по муниципальному заданию в сумме - 2 354,4 тыс. рублей.
В муниципальное задание муниципального казенного учреждения города Новосибирска «Гормост» включены муниципальные услуги в сумме 733,0 тыс. рублей по установке трибун ко Дню Победы и Дню города, не предусмотренные ни Уставом учреждения, ни Постановлением мэрии от 23.12.2011 № 12624 «Об утверждении перечня муниципальных работ, выполняемых муниципальными учреждениями города Новосибирска, относящимся к сфере транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса города Новосибирска, в качестве основных видов деятельности»;
в муниципальное задание в раздел «содержание и ремонт ливневой канализации, мостов, путепроводов, пешеходных переходов» включены аварийные и непредвиденные работы, которые не предусмотрены вышеуказанным Постановлением мэрии;
на момент проверки не выполнены работы по разработанному в 2011 году проекту телевизионной системы охранного видеонаблюдения Октябрьского моста стоимостью - 99,1 тыс. рублей, что свидетельствует об отсутствии факта результативности. В соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса РФ данные затраты являются неэффективными расходами бюджетных средств;
объемы работ, предусмотренных техническими заданиями, не соответствуют объемам по локальным сметным расчетам и по актам выполненных работ, на сумму 135,6 тыс. рублей.
По всем выявленным замечаниям и нарушениям, в части формирования муниципальных заданий и их выполнения, в адрес ДТиДБК мэрии и подведомственных учреждений внесены представления о принятии мер по их устранению и недопущению впредь.
По итогам контрольных мероприятий по вопросу эффективности реализации городских целевых программ «Замена и модернизация лифтов муниципального жилищного фонда в городе Новосибирске на 2005 – 2014 годы» и «Реконструкция и модернизация жилищного фонда на территории города Новосибирска» за период 2010 - 2012 годы палатой сделан вывод, что в целом мероприятия, запланированные в проверяемом периоде, выполнены. В тоже время:
В части реализации программы замены и модернизации лифтов муниципального жилищного фонда фактические расходы на модернизацию одного лифта превысили стоимость, которая определена условиями программы, на 158,8 тыс. рублей. Стоимость завышения по 200 лифтам составила - 31 754,0 тыс. рублей или 14,1 % от суммы предоставленных субсидий.
При выполнении работ по модернизации лифтов подрядными организациями установлены факты несвоевременного выполнения строительно-монтажных работ по модернизации 42 лифтов на общую сумму 21 000,0 тыс. рублей. Сумма неустойки составила - 221,6 тыс. рублей.
Расходы по аутсорсингу в сумме 1 905,1 тыс. рублей, не предусмотренные программой, привели к дополнительным затратам собственников помещений многоквартирных жилых домов.
Не представляется возможным определить затраты по разработке чертежей, которые не выполнены ООО «Сибирская экспертная компания», поскольку спецификацией к договору в общей стоимости работ на сумму 15 062,6 тыс. рублей не определена стоимость данных чертежей.
В ходе проведения контрольного мероприятия отраслевым департаментом направлен проект решения «О внесении изменений в Программу «Замены и модернизации лифтов жилищного фонда в городе Новосибирске на 2005 – 2014 годы» по указанных замечаниям. Решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.06.2013 № 896 внесенные изменения утверждены.
При формировании программы реконструкции и модернизации жилищного фонда не сформированы цели в части наружных сетей, окончательно не определено, сколько и каких сетей необходимо построить или реконструировать. Необходимо более детально прорабатывать этот раздел программы на этапе предпроектной подготовки.
В связи с несвоевременной передачей внутриквартальных инженерных коммуникаций муниципальным балансодержателям, балансовая стоимость вновь построенных сетей не включена в расчет арендной платы муниципального имущества, в результате чего занижена амортизационная составляющая арендной платы, которая является основой для определения расходов при проведении капитального ремонта. Ориентировочная сумма амортизационной составляющей (амортизационных отчислений) по не переданным сетям составила - 636,2 тыс. рублей.
В нарушение Градостроительного кодекса РФ фактическое выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции жилых домов производилось без наличия всей необходимой документации.
Завышение стоимости фактически выполненных работ (завышение объемов и стоимости работ) составило - 949,4 тыс. рублей.
По результатам проверки департаментом энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города, с учетом внесенного палатой представления, приняты следующие меры:
начиная с 2013 года, в программе реконструкции и модернизации жилищного фонда предусмотрены предпроектные работы по площадкам реконструкции ветхого жилищного фонда, оформляются места «привязки домов», рассматривается возможность подключения к сетям;
в настоящее время ведется работа по передаче наружных сетей муниципальным балансодержателям, сроки передачи затянуты из-за необходимости предоставления балансодержателям большого объема сдаточной документации;
нарушения в сумме 949,4 тыс. рублей по завышению объемов и стоимости работ сняты с подрядных организаций;
отдельные предложения палаты нашли свое отражение в утвержденной постановлением мэрии города Новосибирска от 14.12.2012 № 12921 (ред. от 22.10.2013 № 10010) ведомственной целевой программе «Реконструкция жилищного фонда города Новосибирска» на 2013 - 2016 годы.
Результаты внеплановой проверки муниципального казенного предприятия «Горэлектротранспорт» показали, что в 2012 году тариф по перевозке пассажиров покрывал затраты предприятия не более чем на 75,0 %.
В первом полугодии 2013 года установленный тариф по перевозке пассажиров покрывал затраты предприятия не более чем на 91,0 %.
Согласно данным бухгалтерской отчетности за 2012 год убытки составили - 127 705,0 тыс. рублей.
Основными причинами убыточности предприятия являлись:
потеря доходов за счет утвержденного тарифа на перевозку одного пассажира меньше фактических затрат предприятия;
высокая себестоимость предоставленных услуг из-за значительных затрат на электроэнергию на движение, ГСМ и расходов на ремонт и техническое обслуживание основных средств, затрат на содержание производственных и непроизводственных мощностей предприятия, объектов социально-культурного назначения (убытки по базе отдыха Боровое за 2012 год составили - 2 277,4 тыс. рублей; расходы по столовым превышают доходы на сумму 3 570,0 тыс. рублей);
дефицит средств, образованный за счет недостаточных объемов собственных доходов предприятия и неполучения компенсационных средств из бюджета города за перевозку пассажиров с 2006 по 2009 годы;
не выполнение ДТиДБК мэрии в полном объеме постановления мэрии от 26.02.2010 № 42 «Об утверждении порядка предоставления субсидий в сфере транспортного обслуживания».
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия показал, что по состоянию на 01.07.2013 задолженность по недоимке, пеням и штрафам перед государственными фондами, по налогам и сборам с учетом недоимки и пени составила - 511 283,0 тыс. рублей, в том числе основной долг по налогам и сборам - 375 190,0 тыс. рублей. Из-за погашения в последние годы задолженности прошлых лет происходит задержка и невыплата текущих платежей, что также ведет к образованию новой задолженности и штрафным санкциям, в связи с чем, на протяжении нескольких лет общая задолженность практически не меняется.
Оценкой эффективности использования предоставленных бюджетных субсидий на погашение задолженности по недоимке, пеням и штрафам перед государственными фондами, по налогам и сборам, установлено временное отвлечение средств бюджетной субсидии в сумме 40 000,0 тыс. рублей, которые направлены на погашение кредита по договору кредитной линии № 2709/к от 29.11.2012. После открытия новой кредитной линии сумма бюджетной субсидии перечислена на погашение задолженности по налоговым платежам. Временное отвлечение средств составило 16 дней.
На момент проверки по данным бухгалтерского учета не учтена стоимость активов в виде земельных участков, что приводит к занижению стоимости основных средств. Права собственности на земельные участки не зарегистрированы, при аресте и реализации имущества рыночная стоимость земельных участков не оценивается и не учитывается при реализации имущества. Так, при реализации имущества, находящегося в оперативном управлении (комплекс зданий в количестве 6 объектов левобережного трамвайного депо по адресу улица Троллейная, 128), не был учтен земельный участок площадью - 43 519,0 кв. м., в результате, исходя из средней кадастровой стоимости одного квадратного метра в сумме 1,8 тыс. рублей, недопоступило в бюджет города доходов на сумму 80 306,9 тыс. рублей.
Кроме этого, установлено, что по условиям соглашения от 29.06.2009 № 50/2009, заключенного между мэрией города Новосибирска, предприятием и застройщиком ООО «Сибирь-Логистика» неполучено доходов в виде компенсации за снос диспетчерского павильона на сумму 3 150,0 тыс. рублей.
По итогам рабочего совещания в ДТиДБК мэрии разработаны мероприятия и приняты меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, указанных палатой.
По результатам проведенного финансового анализа деятельности муниципального унитарного предприятия «Горводоканал», палатой сделан вывод о стабильном финансовом состоянии предприятия, его способности отвечать по своим обязательствам в краткосрочной перспективе.
Осуществляемые предприятием виды деятельности - водоснабжение и водоотведение - соответствуют уставным.
В связи с принятием на баланс значительного количества сетей частного сектора, в том числе бесхозяйных, с высокой степенью износа и аварийностью, мэрией города Новосибирска было принято решение о выделении средств бюджета города в виде инвестиций в уставный капитал предприятия на проведение реконструкции сетей частного сектора.
Общая сумма финансирования на выполнение реконструкции сетей частного сектора за проверяемый период составила - 682 751,9 тыс. руб. В результате проверки нецелевого использования бюджетных средств не установлено. В тоже время отмечен ряд нарушений, выразившийся в завышении стоимости работ и оплаты дополнительных расходов, на сумму 221,2 тыс. рублей. Для устранения выявленных нарушений палатой предложено принять меры к возмещению излишне оплаченных средств.
Установлено отвлечение поступивших средств от «тарифа на водоотведение» на непроизводственные объекты в сумме 2 182,6 тыс. рублей.
Кроме этого, согласно бухгалтерской документации и отчетности в составе «Прочих расходов» учтены затраты в сумме 13 041,2 тыс. рублей, которые оплачены предприятием по выставленным счетам за предоставленную информацию управляющими компаниями и ТСЖ (кооперативами).
В соответствии федеральным законодательством «расходы, связанные с предоставлением коммунальных услуг потребителям, а именно: на истребования задолженности по оплате коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение информации о потребителях и платежах потребителей за коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату данных услуг - включаются в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения, осуществляемой населением». На основании вышеизложенного, палата считает, данные расходы не эффективными и не соответствующими действующему законодательству, в связи с чем предлагает привести в соответствие с законодательством условия заключенных договоров с управляющими компаниями и ТСЖ (кооперативами).
4. Информационная и иная деятельность
В отчетном году палата продолжила работу по публичному представлению своей деятельности и ее результатов. Отчеты и информация о результатах контрольных мероприятий оперативно направлялись мэру города, в Совет депутатов, отраслевые департаменты. Отчеты по результатам проведенных палатой контрольных и экспертно-аналитических мероприятий рассматривались на заседаниях профильных комиссий с участием представителей структурных подразделений мэрии и руководителей проверяемых организаций. Кроме того, информационные материалы - основные результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий - размещались на официальном web-сайте палаты. Помимо сайта, информация о деятельности палаты публиковалась в федеральных и местных печатных изданиях.
Палата активно взаимодействует со Счетной палатой Российской Федерации, Ассоциацией контрольно-счетных органов РФ, контрольно-счетными органами других регионов. С 2004 года является членом Союза муниципальных контрольно-счетных органов РФ, принимает активное участие в его деятельности. Председатель палаты - член Президиума Союза МКСО и председатель Представительства Союза МКСО в Сибирском федеральном округе.
В рамках поручений и мероприятий, проводимых Союзом МКСО, ведется работа по развитию и формированию единой методической базы муниципальных КСО, анализу эффективности деятельности МКСО, совершенствованию технологии проведения контрольных мероприятий, внедрению современных методов и приемов.
В июне 2013 года в городе Иркутске состоялось Общее собрание представительства Союза муниципальных контрольно-счетных органов в Сибирском федеральном округе на тему «Роль объединений контрольно-счетных органов субъектов РФ в повышении качества муниципального финансового контроля». Кроме того, в тоже время состоялось заседание Совета представительства Союза МКСО в СФО, а также совещание на тему «Оценка управления ресурсами в жилищно-коммунальной сфере в части использования муниципальных объектов теплоснабжения».
В мероприятиях приняли участие сотрудники контрольно-счетных органов Новосибирска, Улан-Удэ, Иркутска, Красноярска, Томска, Свирска, Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Ангарского муниципального образования, Тайшетского района.
Также в мероприятиях приняли участие мэр и председатель Думы города Иркутска, председатель Контрольно-счетной палаты Иркутской области.
На собрании решено продолжать работу по созданию муниципальных КСО в СФО, а также по привлечению созданных КСО в деятельности Союза МКСО, по повышению квалификации руководителей и сотрудников муниципальных КСО, по внедрению современных информационных технологий в основную деятельность муниципальных КСО, максимально использовать в работе МКСО возможности, предоставленные электронными ресурсами ФГУП «СП-Центра» - «Электронная библиотека АКСОР» и «Электронное СМИ»; а также электронные ресурсы Счетной палаты РФ, разработанные с целью повышения эффективности внешнего муниципального финансового контроля, его автоматизации. Рекомендовано муниципальным КСО активизировать работу по стандартизации деятельности КСО, включая использование системы менеджмента качества для организации своей деятельности при осуществлении муниципального финансового контроля и т.д.
В рамках совещания Союза МКСО в СФО на тему «Оценка управления ресурсами в жилищно-коммунальной сфере в части использования муниципальных объектов теплоснабжения» участниками была отмечена необходимость проведения инвентаризации объектов коммунального хозяйства муниципальных образований, разработки государственной программы по модернизации и реконструкции объектом коммунального хозяйства, а также методики расчета эффективности реализации целевых программ. С целью повышения эффективности контроля в сфере ЖКХ рекомендовать муниципальным КСО активизировать практику проведения контрольных мероприятий совместно с правоохранительными органами. Считать приоритетным направлением муниципального финансового контроля жилищно-коммунальное хозяйство, продолжить работу по проведению контрольных мероприятий в данной сфере, в том числе, совместно с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации.
В отчетном году продолжилось формирование базы информационных ресурсов и модернизации программно-аппаратных комплексов, используемых в работе палаты для обеспечения контрольных мероприятий, экспертизы проекта бюджета и анализа исполнения бюджета города Новосибирска.
Продолжалась работа по Соглашению о взаимодействии Счетной палаты РФ и Контрольно-счетной палаты города Новосибирска с целью внедрения государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации (ГИАС КСО), предназначенной для автоматизации контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности, обеспечения эффективного взаимодействия между КСО муниципальных образований, субъектов РФ, Счетной Палатой РФ.
В течение отчетного периода продолжалась работа по реализации заключенного в августе 2012 года Соглашения об информационном взаимодействии между Управлением Федерального казначейства по Новосибирской области и Контрольно-счетной палатой города Новосибирска. Предметом соглашения является обмен информацией при осуществлении контроля за соблюдением требований бюджетного законодательства РФ и Новосибирской области.
Организация работы палаты базируется на постоянном повышении уровня профессиональных знаний сотрудников. В 2013 году 7 сотрудников прошли курсы повышения квалификации: в Финансовом университете при правительстве Российской Федерации (Санкт-Петербургский филиал) по программе: «Финансовый контроль деятельности органов муниципальной власти: организация, методика, реализация результатов»; в Негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Институт финансового контроля и аудита» (город Ростов-на-Дону) по программе дополнительного профессионального образования «Аудит государственного и муниципального управления» по теме: «Деятельность региональных и муниципальных органов»; в Государственном научно-исследовательском институте системного анализа Счетной палаты Российской Федерации, филиале в Сибирском федеральном округе по программам: «Государственный (муниципальный) финансовый контроль в субъектах федерации» и «Специалист в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Сотрудники палаты читают лекции на курсах повышения квалификации в Государственном научно-исследовательском институте системного анализа Счетной палаты Российской Федерации, филиале в Сибирском федеральном округе и Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Сибирском институте, межрегиональном центре повышения квалификации.
За 2013 год двенадцать сотрудников палаты награждены Памятным знаком «За труд на благо города», одиннадцать сотрудников награждены Почетными грамотами АКСОР и Союза МКСО за большой вклад в становление и развитие муниципального финансового контроля в Российской Федерации.
Приоритетом деятельности палаты на 2014 год остается контроль за использованием бюджетных средств, направляемых на реализацию задач, определенных в ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию и Бюджетном послании Президента. Направления деятельности палаты определены в плане деятельности контрольно-счетной палаты на 2014 год, предусматривающем проведение контрольных мероприятий в сфере бюджетных отношений и управления муниципальной собственностью.
В деятельности палаты продолжается внедрение новых форм контроля и унификации проведения традиционных контрольных мероприятий. С применением элементов аудита эффективности в 2014 году запланировано проведение 19 контрольных мероприятий.
С учетом выбранных приоритетов в своей деятельности при проведении контрольных, экспертно-аналитических и иных мероприятий в пределах компетенции Контрольно-счетной палаты в 2013 году основные функции, возложенные на Контрольно-счетную палату нормативными актами и утвержденными плановыми заданиями, выполнены.
____________