Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск


630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 34



+7 (383) 227-43-32


Общественная приемная

Решение № 512 от 26.02.2007 "Об отчете о работе Контрольно-счетной палаты города Новосибирска за 2006 год"

РЕШЕНИЕ

от 26 февраля 2007 г. N 512

 

ОБ ОТЧЕТЕ О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ

ГОРОДА НОВОСИБИРСКА ЗА 2006 ГОД

 

Заслушав председателя Контрольно-счетной палаты города Новосибирска Шилохвостова Г.И. о работе Контрольно-счетной палаты города Новосибирска за 2006 год, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 2 статьи 1 Положения "О Контрольно-счетной палате города Новосибирска", принятого Решением городского Совета от 11.09.2002 N 174 (в редакции Решений городского Совета от 23.10.2002 N 184, от 21.01.2004 N 350, от 16.03.2005 N 566, от 01.02.2006 N 179), городской Совет решил:

1. Принять к сведению отчет о работе Контрольно-счетной палаты города Новосибирска за 2006 год (приложение).

2. Решение вступает в силу со дня подписания.

3. Контроль за исполнением Решения возложить на постоянную комиссию городского Совета по бюджету и налоговой политике (Вязовых В.А.).

 

Глава городского самоуправления

В.Ф.ГОРОДЕЦКИЙ

 

 

 

 

 

Приложение

к Решению

городского Совета

от 26.02.2007 N 512

 

ОТЧЕТ

О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ

ГОРОДА НОВОСИБИРСКА ЗА 2006 ГОД

 

Отчет о работе Контрольно-счетной палаты города Новосибирска за 2006 год подготовлен в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 1 Положения "О Контрольно-счетной палате города Новосибирска".

В 2006 году проведено 29 контрольных мероприятий, в том числе 26 проверок и 3 экспертизы. Проверено 758 объектов. План работы на 2006 год выполнен в полном объеме, кроме того, дополнительно проведены проверки МУЗ "Центр организации специализированных видов медицинской помощи "Фтизиатрия" и совместно с КРУ города МОУ "Детский дом N 1".

Приоритетным направлением деятельности КСП в 2006 году являлись вопросы управления муниципальным имуществом, обеспечивающим его сохранность и поступление неналоговых доходов в бюджет города.

Контрольные мероприятия в 2006 году проводились как в общегородском масштабе, так и в разрезе комплексов городского управления и отраслей городского хозяйства, а также отдельных бюджетополучателей (приложение 1 - не приводится).

В ходе контрольных мероприятий выявлено более 300 фактов нарушений законодательства в общей сложности на сумму 160113,1 тыс. рублей, в том числе нецелевое использование бюджетных средств на сумму 8640,1 тыс. рублей, неэффективное - на сумму 33141,4 тыс. рублей. Кроме того, выявлено недопоступление средств в бюджет города в объеме 39533,9 тыс. рублей.

По итогам контрольных мероприятий подготовлено 507 актов, направлено 19 представлений, 49 информационных писем в органы исполнительной и представительной власти г. Новосибирска и иные организации. Материалы по проверке МОУ "Детский дом N 1" направлены в правоохранительные органы.

В условиях повышения значимости неналоговых поступлений в доходах бюджета приоритетным направлением деятельности КСП в 2006 году стала проверка эффективности управления муниципальным имуществом, обеспечивающего полноту земельно-имущественных платежей, составляющих их основу и являющихся доступным резервом его пополнения.

КСП проведена комплексная проверка полноты поступления доходов от аренды земельных участков, аренды недвижимого имущества, продажи земельных участков, реализации плана приватизации. В 2006 году по этому направлению проведено 10 контрольных мероприятий, проверено 463 объекта, установлено финансовых нарушений на общую сумму 68016,6 тыс. рублей, в том числе неэффективное использование бюджетных средств - 5064,8 тыс. рублей, выпадающие доходы бюджета - 37577,0 тыс. рублей.

Экспертно-аналитическая работа КСП позволила дать оценку резервов источников обеспечения полноты поступления в бюджет доходов от управления имуществом.

В системе управления имуществом значительная роль отведена арендным отношениям. В ходе контрольных мероприятий специалистами КСП проведена проверка соблюдения условий договоров аренды и порядка расчета арендной платы у 312 арендаторов, арендующих муниципальное недвижимое имущество у 27 балансодержателей и держателей казны, представляющих всю отраслевую структуру города. В частности, произведен обмер занимаемых арендаторами площадей в количестве 28,9 тыс. кв. м, что составило 3,3% от общей площади, переданной в аренду.

По вопросам соответствия видов деятельности и площади, фактических и указанных в договорах аренды земли, а также полноты и своевременности внесения арендной платы проведены проверки в 71 организации, имеющей платные автостоянки в Дзержинском и Кировском районах города, в 11 организациях, арендующих землю под временные объекты в районе авторынка на ул. Петухова, и у 25 арендаторов земли в промышленной зоне Калининского района. Проверка соблюдения порядка предоставления в аренду земли под строящиеся объекты и условий договоров аренды проведена на 44 площадках Ленинского района.

Результаты проверок показывают, что основными факторами, сдерживающими рост неналоговых доходов городского бюджета в 2005 году, являются:

1. Использование объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, без оформленных надлежащим образом договорных отношений.

Без оформления договорных отношений, а в ряде случаев с нарушением условий договоров аренды использовались 2716,3 кв. м муниципальной площади. В частности, по выборочной проверке КСП площадь нежилых помещений, занятых в 2005 году федеральными учреждениями без документального оформления - Новосибирской государственной медицинской академией и Новосибирским медицинским колледжем, составила 1513,3 кв. м. Доходный потенциал указанных помещений (без занятых федеральными структурами), по оценке КСП, составляет 1179,6 тыс. рублей.

На четырех земельных участках (ул. Пермская, Римского-Корсакова, Пархоменко, Стартовая) велись строительные работы без разрешения на строительство объекта и заключения договоров аренды вышеуказанных земельных участков. Выпадающие доходы, по предварительным расчетам КСП, составили 1614,1 тыс. рублей.

Под платные автостоянки без договоров аренды и соглашений с администрациями районов города самовольно занимали площадь в размере более 3,8 га 17 организаций, с недействующими договорами аренды земли - 12 организаций. Из общего количества организаций, предоставляющих в 2005 году услуги в виде платных автостоянок в Дзержинском и Кировском районах города, лишь 24% организаций оформили право использования земли договорами аренды. Выпадающие доходы бюджета, по предварительным расчетам КСП, составили 13243,5 тыс. рублей, в том числе в 2005 году - 10796,0 тыс. рублей и в 2006 году - 2447,5 тыс. рублей.

2. Неконкретность отдельных положений в нормативных муниципальных актах.

"Порядком размещения временных объектов на территории г. Новосибирска" не предусмотрены критерии оценки участия арендаторов в социально-экономическом развитии района. Вследствие этого денежные средства в размере 28,6% от сумм арендной платы по договорам аренды земельных участков по размещению временных объектов перечислялись не напрямую в бюджет города, а в администрации районов, в УФ и НП мэрии для администраций; а также по письмам администрации напрямую в муниципальные предприятия или третьим лицам в качестве оплаты за администрацию. В 2005 году по соглашениям арендаторами только в Дзержинском районе перечислено на неопределенные цели 862,9 тыс. рублей. Указанное нарушение ликвидировано во второй половине 2006 года. Однако п. 5.1 "Порядка размещения временных объектов на территории г. Новосибирска" требует корректировки.

В Положении "О порядке предоставления в аренду и субаренду нежилых помещений, зданий, сооружений" недостаточно четко определен порядок расчета арендной платы за помещения и торговые площади, предоставляемые в аренду МУП "ГУМ" и МУП "Новосибирский метрополитен". Замечания КСП были учтены и внесены изменения в Положение в части коэффициентов, применяемых при сдаче в аренду помещений и торговых площадей в указанных организациях.

3. Недостатки в учете имущества.

Одна из причин выявленных недостатков в управлении муниципальным имуществом - недостаточно полная информация, содержащаяся в Реестре муниципального имущества, находящегося в стадии формирования. Например, в программном продукте отсутствует информация о балансодержателе и вещных правах лиц, не являющихся собственником имущества, о реальном состоянии муниципального имущества, находящегося в безвозмездном пользовании.

Отсутствие надлежащего учета договоров купли-продажи земельных участков под объектами недвижимости повлияло на достоверность отчета об исполнении бюджета города за 2005 год - доходная часть бюджета по статье "Невыясненные поступления" завышена на 482,5 тыс. рублей и, соответственно, занижены на указанную сумму источники финансирования дефицита бюджета по статье "Поступления от продажи земельных участков...".

Анализ использования арендуемого недвижимого имущества выявил, что муниципальное имущество общей стоимостью 21146,9 тыс. рублей не отражено в бухгалтерском учете ни в одной из организаций, у которых оно находилось в оперативном управлении, хозяйственном ведении или на ответственном хранении. При принятии организациями недвижимого имущества на ответственное хранение не всегда оформляются акты приемки-передачи.

4. Длительный срок процедуры заключения договоров аренды.

Проверка показала, что на сегодняшний день сохраняются весьма длительные сроки оформления имущественных отношений с арендаторами, что негативно сказывается на объемах поступлений арендных платежей в бюджет города.

Выборочной проверкой 100 договоров аренды недвижимого имущества выявлено, что срок прохождения договоров аренды со дня подачи заявки и до даты включения в базу данных департамента варьируется от 19 до 78 дней. В свою очередь, в связи с затянувшейся процедурой подписи договоров арендаторы пользуются муниципальным имуществом, не имея оформленных документов и, следовательно, не неся юридической ответственности за его сохранность.

С момента обращения организации в мэрию по вопросу предоставления земельного участка для строительства до распоряжения мэра о предоставлении его в аренду проходит в среднем от 1,8 до 4 лет. Юридическое лицо, обязанное заключить договор аренды земельного участка на период строительства и не заключившее его, фактически самовольно занимает земельный участок, не перечисляя в бюджет арендную плату. По результатам проверки КСП потери бюджета из-за отсутствия оформленных документов по земельно-имущественным отношениям только по 4 участкам за период 2005 - 2006 гг. составили 1614,1 тыс. рублей.

Срок заключения договоров аренды земли под платные автостоянки в отдельных случаях превысил 1 год при 2-месячном нормативном сроке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

5. Недостаточно высокая платежная дисциплина хозяйствующего субъекта в расчетах с бюджетом за предоставленное в аренду муниципальное имущество.

Просроченную задолженность (более 2-х месяцев) по арендной плате за пользование земельными участками, предоставленными в промышленной зоне Калининского района 25 арендаторам, составившую на 01.01.2006 3549,1 тыс. рублей, имели 13 организаций. В том числе три организации не платили арендную плату в течение всего года в общей сумме 1277,7 тыс. рублей.

6. Применение при расчете арендной платы коэффициентов, не соответствующих условиям договоров аренды объектов муниципального имущества.

В результате неправильного применения коэффициентов при расчете арендной платы за нежилые помещения в бюджет города в 2005 году не поступило 1903,1 тыс. рублей, при расчете арендной платы за земли под временные объекты на территории Кировского района по ул. Петухова за 2005 год и 1 квартал 2006 года - 8482,8 тыс. рублей.

При заключении договоров аренды с 11 арендаторами земельных участков, расположенных в районе авторынка на улице Петухова, не был применен коэффициент Кад, в размере 1,4, предусмотренный пунктом 5.1 "Порядка размещения временных объектов на территории города Новосибирска". В результате выпадающие доходы бюджета города за 2005 год и 1 квартал 2006 года составили 3393,3 тыс. рублей.

Замечания КСП были учтены, и внесены изменения в Положение "О порядке предоставления в аренду и субаренду нежилых помещений, зданий, сооружений" в части коэффициентов, применяемых при сдаче в аренду помещений в МУП "ГУМ" и торговых площадей МУП "Новосибирский метрополитен".

7. Отсутствие надлежащего контроля со стороны департамента за использованием муниципального имущества и координации вопросов, относящихся к его компетенции.

Вследствие отсутствия достоверной информации об использовании недвижимого имущества, переданного в безвозмездное пользование, в частности об окончании срока действия договоров, в бюджет города, по данным выборочной проверки, не поступило 367 тыс. рублей. Имущество, переданное в безвозмездное пользование, в ряде случаев неправомерно передавалось третьим лицам. Указанное нарушение допускалось Новосибирским областным советом Всероссийского общества спасения на водах Российской Федерации - сдано 50 кв. м из полученных 105 кв. м, Сибирской писательской организацией - сдано 35 кв. м из полученных 71 кв. м. Доходы в бюджет города за аренду этих помещений в 2005 году не поступали.

МУП УЗСПТС заключило договоры субаренды с двумя организациями без согласования с департаментом земельных и имущественных отношений. Полученные от субаренды денежные средства в сумме 340,3 тыс. рублей МУП УЗСПТС в 2005 году в бюджет города не перечислены.

Отсутствие надлежащего контроля со стороны департамента земельных и имущественных отношений и других структурных подразделений мэрии способствовало полному физическому разрушению отдельных объектов муниципального имущества. Так, при проведении проверки объектов недвижимого имущества, переданных в оперативное управление МОУ "Детский дом N 1", установлено полное разрушение трех объектов недвижимости в с. Н. Каменка Ордынского района. Фактически отсутствует недвижимое имущество, переданное в безвозмездное пользование потребительскому обществу "Взаимопомощь" под дачу отдыха по адресу: ул. Моховая, 9, общей площадью 323,0 кв. м. В частично разрушенном и неудовлетворительном состоянии находятся площади, находящиеся в оперативном управлении МУДО "Специализированная детская юношеская школа олимпийского резерва "Сибирь" по хоккею" (226,4 кв. м), МУСМО "Фтизиатрия" (1980,1 кв. м), помещения детских садов, арендуемые Некоммерческим фондом им. А.И. Покрышкина (347,4 кв. м), ЗАО "Фитас-медикал" (754,8 кв. м).

8. Неиспользование муниципальными организациями для основной деятельности недвижимого имущества в полном объеме.

Общая сумма неиспользуемых площадей, переданных в оперативное управление 5 муниципальным учреждениям, составила 990,4 кв. м. Выпадающие доходы, по расчету КСП, составляют 1149,8 тыс. рублей. Кроме того, учреждения несут расходы на содержание неиспользуемой площади. В частности, расходы на содержание неиспользуемого здания по ул. Фасадной, 22 с момента его закрепления на праве оперативного управления за МУЗ "Центр организации специализированных видов медицинской помощи "Фтизиатрия" - с июня 2003 года составили 587,3 тыс. рублей.

9. Неприменение департаментом земельных и имущественных отношений в полном объеме мер к нарушающим договоры арендаторам, предусмотренных Положением "О порядке предоставления в аренду и субаренду нежилых помещений, зданий, сооружений".

Сумма штрафных санкций, не предъявленных к 7-ми арендаторам, нарушившим условия договоров аренды, составила 2697,5 тыс. рублей.

10. Ненадлежащее выполнение балансодержателями и держателями муниципальной казны порядка использования переданного им муниципального имущества.

Не заключены договоры и не выставлены в полном объеме счета арендаторам за потребленные коммунальные и эксплуатационные услуги, что, по данным выборочной проверки, повлекло неправомерные расходы из бюджета города в 2005 году в сумме 272,0 тыс. рублей.

Не выполнены обязанности по контролю использования и надлежащего санитарного и технического состояния вверенного муниципального имущества МУ "Дирекция заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района".

11. Включение в Прогнозный план приватизации объектов, юридически не "сформированных", то есть без предварительно проведенной технической инвентаризации, без оформления реконструкций, без регистрации права собственности.

Как следствие, один и тот же объект переносится в прогнозные планы из года в год. Например, в Прогнозный план 2006 года включены 10 объектов (или 9,4%) из Прогнозного плана предыдущего года, в Прогнозном плане приватизации 2005 года таких объектов 15, что составило 14% от общего количества объектов Плана 2005 года. Указанная ситуация делает заведомо невыполнимым в количественном выражении План приватизации муниципального имущества, что, в свою очередь, ставит под угрозу возможность выполнения Плана по доходам бюджета по этому источнику.

12. Не используемое департаментом земельных и имущественных отношений право продажи муниципального имущества посредством публичного предложения.

Ряд объектов переходят из плана в план в течение 3 лет, не продаются из-за отсутствия достаточного количества заявок. В результате бюджетные средства расходуются на повторную оплату услуг оценщиков.

Резервным источником поступления в бюджет доходов от управления имуществом, по мнению КСП, является налаживание должного учета расчетов по арендной плате в счет проведенных арендаторами работ по капитальному ремонту и реконструкции арендуемых объектов. Например, департамент земельных и имущественных отношений не обеспечил учет расчетов по договору аренды с МКПОО "Сибирское Рериховское общество" со дня его заключения - апреля 1997 года. По расчету КСП, арендная плата по договору с данным арендатором на момент проверки составила 7241,4 тыс. рублей. Документы, подтверждающие выполнение ремонтных работ и реконструкцию здания, на основании которых департамент должен был контролировать состояние расчетов по арендной плате по данному договору, к проверке КСП не были представлены.

Значительное влияние на полноту поступления доходов в бюджет города оказывают многочисленные нарушения арендодателем (департаментом земельных и имущественных отношений) и арендаторами отдельных норм Положения "О порядке предоставления в аренду и субаренду нежилых помещений, зданий, сооружений, относящихся к муниципальной собственности", "Порядка размещения временных объектов на территории города Новосибирска" в части порядка проведения перепланировки и реконструкции арендуемых объектов, сдачи в субаренду или в пользование третьим лицам.

В связи с имеющейся очередью на получение мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях (далее по тексту - детских садах) при проведении контрольных мероприятий особое внимание было уделено аренде недвижимого имущества, в котором они размещаются или размещались ранее. При существующей на 01.01.2006 очереди в 8962 ребенка на получение мест в детских садах в аренду или безвозмездное пользование сдано 5,8 тыс. кв. м помещений и зданий детских садов. Проверкой установлено нерациональное использование указанных площадей: из 20 проверенных объектов в трех действующих детских садах часть помещений общей площадью 469 кв. м сдается в аренду коммерческим организациям, здание одного детского сада по ул. Петропавловской, 5/1 ликвидировано, остальные 16 объектов - здания бывших детских садов - сданы в аренду коммерческим организациям, некоммерческим фондам или переданы в оперативное управление структурным подразделениям мэрии. 4 из 5 структурных подразделений мэрии, которым здания детских садов переданы в оперативное управление, часть помещений также сдают в аренду.

В результате анализа полноты поступления доходов от управления недвижимым имуществом КСП отмечено сокращение площади помещений, сдаваемых в аренду в 2005 году, по сравнению с 2004 годом на 3,5%. Основная причина снижения арендуемых площадей - процесс приватизации недвижимого муниципального имущества. Рост доходов бюджета города от аренды недвижимого муниципального имущества в 2005 году по сравнению с 2004 годом на 117% достигнут за счет увеличения средней стоимости 1 кв. м арендуемой площади на 21,5%, или на 206 рублей.

При проверке поступления доходов в бюджет города от продажи земельных участков в 2005 году и 1 полугодии 2006 года установлен также ряд недостатков, оказавших влияние на полноту и достоверность бюджета города:

в 2005 году в электронной графической базе данных, имеющейся в комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Новосибирска, не совпадали границы секций, по которым Решением городского Совета от 04.02.99 N 205 установлены размеры базовых ставок земельного налога, и границы кадастровых кварталов, утвержденных Приказом комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Новосибирской области от 19.11.2001 N 85. В результате неверно рассчитана цена выкупа 4-х земельных участков собственниками расположенных на них зданий. Потери бюджета города составили 618,6 рубля.

Данное несоответствие было устранено в связи с выходом Постановления главы администрации Новосибирской области от 27.07.2005 N 56 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных поселений";

заседания комиссий проводились с нарушением требований Постановления мэра от 04.08.2003 N 1964 и утвержденного им Положения "О комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска", а именно: не составлялись планы работы комиссии, комиссии проводились при отсутствии необходимого кворума, главы администраций и депутаты числились в составе приглашенных, а не членов комиссий, то есть не принимали участие в голосовании.

Замечания, указанные в представлении КСП на имя председателя комиссии, учтены и устранены;

расходы на организацию и проведение торгов, предъявленные к возмещению покупателям земельных участков под новое строительство, рассчитаны с нарушением действующего законодательства. Потери городского бюджета, по расчетам КСП, составили 121,7 тыс. рублей.

В рамках анализа формирования и обоснованности тарифов на предоставление услуг населению в сфере ЖКХ было проведено 6 контрольных мероприятий, в том числе 5 проверок финансово-хозяйственной деятельности и обоснованности фактических затрат в тарифах на жилищно-коммунальные услуги и 1 экспертиза экономической обоснованности цен и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства г. Новосибирска на 2007 год. Установлены финансовые нарушения в сумме 63857,8 тыс. рублей, в том числе нецелевое использование средств - 4836,6 тыс. рублей, выпадающие доходы муниципальных предприятий - 15737,9 тыс. рублей, неправомерное списание на расходы - 8220,2 тыс. рублей.

Характерными недостатками, выявленными КСП в ходе контрольных мероприятий в муниципальных организациях, работающих в сфере ЖКХ, являются:

нарушения порядка ведения бухгалтерского учета в части отражения операций в регистрах бухгалтерского учета, порядка ведения кассовых операций, условий "Тарифного соглашения на 2004 - 2005 годы", коллективного договора, штатного расписания. Так, например, в первичных учетных документах заполняются не все предусмотренные реквизиты, не указываются виды и объемы выполненных работ, в ряде случаев бухгалтерские записи не подтверждаются первичными документами. Приобретаемые основные средства приходуются как товарно-материальные ценности, не оформляются актами приема-поступления, а их стоимость списывается на расходы в единовременном порядке.

В результате допущенных в 2005 году нарушений в МУ "Дирекция заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Первомайского района" КСП признала необоснованным списание на расходы учреждения 3530,7 тыс. рублей, на расходы по текущему ремонту - 304,1 тыс. рублей, на расходы по благоустройству внутриквартальных проездов - 224,0 тыс. рублей, по договорам подряда - 22,6 тыс. рублей. В МУ "Дирекция заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Заельцовского района" КСП не подтвердила произведенные в 2005 году внереализационные расходы в сумме 1457,0 тыс. рублей, не предусмотренные сметой.

По итогам проверки эффективности расходования средств, выделяемых из бюджета города на эксплуатацию жилищного фонда, а также собираемых платежей населения за наем и техническое обслуживание установлено:

1. В МУ "Дирекция заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Заельцовского района" средства в сумме 4373,0 тыс. рублей использованы на выполнение работ, не предусмотренных Программой благоустройства внутриквартальных территорий, и оплату кредиторской задолженности прошлых лет, то есть не по целевому назначению. В МУ "Дирекция заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Первомайского района" автотранспортная техника приобретена с использованием лизинговых услуг. По расчетам КСП, стоимость приобретенного КАМАЗа на условиях банковского кредита была бы ниже на 449,5 тыс. рублей.

2. В МУП "САХ":

из оборота выведены денежные средства в сумме 14365,0 тыс. рублей из-за наличия дебиторской задолженности жилищных организаций за оказанные услуги по вывозу и утилизации ТБО;

расходы предприятия на лишний пробег из-за неэффективного распределения автотранспорта составили 1869,1 тыс. руб.;

использовано на цели, не соответствующие условиям получения (приобретение мусоровозов) средств городского бюджета, 463,6 тыс. рублей, что в соответствии со статьями 38, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств.

По итогам проверки полноты поступления доходов от оказываемых населению услуг КСП установлено:

в результате несоблюдения требований муниципальных нормативно-правовых актов о порядке предоставления в аренду и безвозмездное пользование нежилых помещений, об участии собственников нежилых помещений в содержании жилищного фонда дирекцией заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Заельцовского района недополучен доход от арендаторов по долевому участию в содержании жилфонда в сумме 1393,3 тыс. рублей и от собственников за обслуживание занимаемых ими площадей в размере не менее 8570 кв. м в сумме 563,6 тыс. рублей;

МУП "Горводоканал" плату за оказанные им услуги предъявляет по тарифам, рассчитанным для каждой группы потребителей г. Новосибирска. При существующей в настоящее время практике перекрестного субсидирования фактический доход МУП "Горводоканал" от услуг, оказываемых городам Оби, Бердску, поселкам Кудряши, Краснообску, Кольцово, Раздольное Новосибирской области, имеющим значительно более низкую долю потребителей в виде промышленных предприятий и организаций по сравнению с г. Новосибирском, ниже дохода, рассчитанного по средневзвешенному тарифу для г. Новосибирска. В результате в 2005 году предприятие недополучило доход от оказания услуг другим муниципальным образованиям в сумме 13435,0 тыс. руб. (6068,0 тыс. руб. - по водоснабжению и 7367,0 тыс. руб. - по водоотведению);

МУП "Спецавтохозяйство" жилищными организациями не возмещены расходы за фактически оказанные услуги по вывозу и утилизации мусора на сумму 2272,9 тыс. рублей в результате применения понижающих коэффициентов, утвержденных "Положением о порядке исчисления и применения коэффициента наполняемости контейнеров", и оплаты оказанных услуг в зависимости от численности жителей, зарегистрированных на объекте.

В связи с тем, что в тариф услуг, оказываемых МУП "Спецавтохозяйство", включены расходы в размере 6% за начисление и сбор платы с населения на вывоз ТБО, в дальнейшем перечисляемые МУП "Дирекция заказчика", доходы и расходы предприятия необоснованно увеличены на 2481,9 тыс. рублей;

МУП "Расчетно-кассовый центр":

поставщикам жилищно-коммунальных услуг предъявляется различная комиссия за предоставление одних и тех же видов услуг при их утвержденной стоимости в размере 3% от сумм начислений. В частности, МУП "Горводоканал" в размере 4,5 - 5,0%. Общая сумма доходов, полученных МУП "РКЦ" в 2005 году вследствие применения завышенной комиссии, от МУП "Горводоканал" составила 1310,4 тыс. рублей, от дирекций заказчика - 4540,7 тыс. рублей;

расходы за предоставление ЖЭО расчетно-кассовой системы, указанные в отчетах МУП "РКЦ", занижены на 8942,8 тыс. рублей, так как в них не учтены средства, перечисляемые дирекциями заказчика напрямую ЗАО "Биллинговый центр" в рамках договоров присоединения к системе;

неэффективное распоряжение денежными средствами в сумме 416,4 тыс. рублей - основные средства приобретались по договору лизинга, в то время как собственные оборотные средства размещались на депозите по ставке 7% годовых;

дублирование начисления коммунальных платежей расчетными службами ОАО "Новосибирскэнергосбыт" и МУП "Горводоканал", что увеличивает тариф на коммунальные услуги для населения;

нарушения в финансово-хозяйственных операциях, в частности по оплате труда в размере 1803,2 тыс. рублей, в том числе за счет необоснованного увеличения фонда оплаты труда в результате несоблюдения тарифного соглашения - на 1358,2 тыс. рублей, неправомерного завышения среднемесячной надбавки за стаж работы на предприятии - 445,0 тыс. рублей.

По мнению КСП, при достаточно эффективной системе начисления и приема платежей, затраты на данную систему, понесенные поставщиками жилищно-коммунальных услуг и, соответственно, населением города Новосибирска в 2005 году, значительно выше необходимых.

Выводы КСП о недостатках в финансово-хозяйственной деятельности организаций, работающих в сфере ЖКХ, были учтены УФ и НП мэрии при разработке тарифов на услуги ЖКХ на 2007 год. В частности, исключены из расчета тарифов расходы на начисление и сбор платы с населения.

В 2006 году КСП провела 8 тематических проверок целевого и эффективного использования бюджетных средств.

Проверкой целевого использования средств, выделенных из бюджета г. Новосибирска на строительство торговых модулей на Гусинобродском шоссе за период с 01.01.2002 по 01.01.2006 в сумме 98696,2 тыс. рублей, установлено неэффективное использование денежных средств в сумме 8039,5 тыс. рублей, в том числе:

в результате невостребования МУ "Управление капитального строительства" проектной документации на сумму 638,8 тыс. рублей. В проверяемом периоде, в связи с экономической нецелесообразностью, не осуществлено планируемое строительство пешеходного моста, временной ЛЭП, временной дизельной электростанции мощностью 2 x 60 кВт;

увеличение стоимости оборудования на 131,4 тыс. рублей вследствие задержки перечисления поставщику аванса на 5 месяцев от установленного договором срока;

затраты по компенсации увеличения стоимости строительства на 7269,3 тыс. рублей, не предусмотренных договором подряда.

Проверкой использования средств, выделенных из бюджета города Новосибирска по разделам "Телевидение и радиовещание" и "Другие вопросы в области культуры, кинематографии и средств массовой информации" в 2005 году, выделенных в сумме 43768,7 тыс. рублей, установлено неэффективное использование денежных средств в сумме 2872,1 тыс. рублей - производилось авансирование услуг средств массовой информации, не предусмотренное договорами или в размерах, превышающих условия договоров об оказании услуг.

В 2006 году, учитывая замечания КСП, финансирование средств массовой информации осуществлялось после получения пакета документов с актами выполненных работ.

Проверкой целевого использования средств бюджета города, выделенных на газификацию частного сектора Ленинского района города Новосибирска в 2005 году, выделенных в сумме 1980,0 тыс. рублей, установлено неэффективное использование денежных средств в сумме 192,0 тыс. рублей и другие финансовые нарушения. В частности, в результате завышения нормы накладных расходов при расчете сметной стоимости работ и несоблюдения потребительскими кооперативами "Карьер" и "Райгаз" сроков ввода газовых сетей, предусмотренных Планом социально-экономического развития г. Новосибирска на 2005 год.

В результате анализа использования выделенных на газификацию средств КСП установлено, что одной из причин их неэффективного использования стало отсутствие методики текущего контроля указанных средств, в том числе формы отчета потребительских кооперативов.

По замечаниям КСП была скорректирована сметная стоимость работ и уменьшено финансирование подрядчику.

При проверке организации конкурсных процедур 2005 года по закупке медикаментов для муниципальных учреждений здравоохранения города Новосибирска проанализирована схема размещения средств бюджета города на общую сумму 30029,4 тыс. рублей. Установлены финансовые нарушения на сумму 2882,4 тыс. рублей, а именно: в 2 муниципальных учреждениях здравоохранения лекарственные препараты приобретены без проведения конкурса (тендера).

По результатам проверки управлением здравоохранения мэрии были приняты меры по нарушениям, отмеченным в акте, в виде мер административного взыскания к лицам, их допустившим.

Проверкой взаиморасчетов по договорам аренды, заключенным между департаментом земельных и имущественных отношений города Новосибирска и ОАО "Сибирь" ЛДС", установлено, что расчеты ОАО "Сибирь" ЛДС" за аренду муниципального имущества производились в счет выполненных работ по капитальному ремонту. По результатам проверки КСП, проведенной совместно с комитетом контроля и экспертизы стоимости строительства объектов муниципальной собственности мэрии г. Новосибирска, сумма выполненных работ по капитальному ремонту ОАО "Сибирь" ЛДС" подтверждена проектно-сметной документацией в объеме 16100,0 тыс. рублей.

Обоснованность затрат на ремонт Ледового дворца спорта "Сибирь" в полном объеме не подтверждена документами (сводным сметным расчетом, актами выполненных работ, дефектными ведомостями, актами на скрытые работы), в связи с чем КСП не представилась возможность подтвердить задолженность департамента земельных и имущественных отношений г. Новосибирска перед ОАО "Сибирь" ЛДС" по проведенному в 2002 году капитальному ремонту.

Для подтверждения объемов выполненных работ КСП предложено представить все акты выполненных работ и при необходимости провести контрольные обмеры и контрольные вскрытия.

Кроме того, КСП отмечено, что акт выполненных работ по капитальному ремонту подписан неуполномоченным лицом - генеральным директором ОАО "Сибирь" ЛДС", в то время как по распоряжению мэра заказчиком капитального ремонта выступает МУ "УКС".

С целью подтверждения рациональности планируемой в 2006 году реорганизации муниципальных аптечных предприятий проведена проверка эффективности их деятельности по четырем группам индикаторов: прибыльности хозяйственной деятельности, деловой активности, эффективности управления, рыночной устойчивости и ликвидности.

При выявленных отдельных недостатках и различиях в работе аптечных предприятий, а именно: недостаточно эффективном управлении в вопросах выбора поставщиков и ценообразования, неконкурентоспособности отдельных аптечных предприятий, недостаточной технической оснащенности, использовании различных программных продуктов, не всегда отвечающих всем необходимым требованиям, высокой доли затрат на содержание аппарата управления, КСП сделала вывод о финансовой устойчивости и достаточно эффективной деятельности муниципальных аптечных предприятий в целом.

КСП отметила, что объединение аптек позволит применить централизованное управление ресурсами единого предприятия, в частности закупкой качественных товаров по минимально возможным ценам. Кроме того, организация сети аптек даст возможность, сконцентрировав производство в определенных аптеках, рационально использовать арендуемые площади, персонал, что позволит сократить издержки и должно способствовать повышению конкурентоспособности и сохранению существующих муниципальных аптечных предприятий, открытию новых объектов в строящихся и развивающихся микрорайонах города, что, в свою очередь, позволит достичь гарантированного качественного обеспечения социально незащищенных слоев населения лекарствами по доступным ценам, выполнения социального заказа по обслуживанию льготников.

Уровень риска от предполагаемой реорганизации муниципальных аптечных предприятий минимален, так как тенденция темпов роста объема продаж за последние пять лет позволяет экстраполировать (переложить) сложившуюся динамику на будущий период.

Совместно с управлением финансов и налоговой политики мэрии проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Детский дом N 1" (далее по тексту - Учреждение), связанная с фактами злоупотребления его директора.

В ходе проведения контрольных мероприятий установлено, что Учреждением в 2005 году были допущены финансовые нарушения в сумме 7292,3 тыс. рублей, в том числе нецелевое использование бюджетных средств в сумме 3711,0 тыс. рублей.

В 2005 году образовательная деятельность осуществлялась Учреждением без лицензии. Фактическая численность воспитанников на 01.01.2006 (139 человек) превышала предусмотренную уставом Учреждения на 43 человека.

Проверкой установлены многочисленные грубейшие нарушения действующего законодательства. В частности, по оплате труда и соблюдения финансовой дисциплины - на должности педагогических работников принимались лица, не имеющие педагогического образования. Например, должность воспитателя занимал специалист - техник-механик. Работники Учреждения работали по совместительству сверх установленных норм работы - 16 часов в неделю, в частности у заместителя директора по учебно-воспитательной работе в отдельные дни июня и июля общая сумма отработанных часов достигала 36 часов в сутки, без разрешения вышестоящей организации директором отработано по совместительству воспитателем 1524 часа. Нарушения штатной дисциплины и трудового законодательства привели к неправомерным расходам средств бюджета города на оплату труда в сумме 3001,0 тыс. рублей.

Помимо нарушений в расходовании средств на оплату труда КСП выявлено несоблюдение Учреждением действующего законодательства в части приобретения и расходования материальных ценностей, расходования средств воспитанников и сохранности муниципального имущества в сумме 4291,3 тыс. рублей, а также невыполнение руководителем обязательств по целевому и эффективному использованию муниципального имущества.

В ходе анализа расходования средств на питание воспитанников Учреждения установлено, что при среднем расходовании в день на 1 воспитанника 59,2 рубля Учреждением допускались грубые нарушения по оприходованию и списанию продуктов питания.

В ходе анализа предпринимательской деятельности, осуществляемой Учреждением, установлены неправомерно полученные доходы от оказания платных услуг (автостоянка и автомойка) в сумме 1097,6 тыс. рублей, так как правовым актом мэра не были определены цены на данные виды услуг.

В ходе проверки полноты поступления и правильности расходования личных средств воспитанников установлено грубое попрание прав ребенка, в частности недвижимое имущество воспитанницы Учреждения (квартира) находилось в пользовании у физического лица, при этом воспитанницей не были получены доходы от сдачи внаем ее квартиры, не предоставлены к ревизии оправдательные документы по расходованию личных средств воспитанников, списанных с их банковских счетов, на сумму 229,5 тыс. рублей.

Нарушения установлены также в ходе проверки использования средств, поступивших на личные расходы воспитанников из бюджета города.

Материалы проверки направлены в прокуратуру Кировского района г. Новосибирска, мэру, председателю городского Совета. По фактам нарушений прокуратурой Кировского района возбуждено уголовное дело, проводится расследование.

В соответствии с Решением городского Совета г. Новосибирска от 24.05.2006 N 269 "О внесении изменения в План контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палаты города Новосибирска на 2006 год, утвержденный Решением городского Совета от 21.12.2005 N 159" КСП проведена проверка соблюдения условий предоставления субсидий на выплату вознаграждений за выполнение функций классного руководства 2279 педагогическим работникам в 92 муниципальных общеобразовательных учреждениях, в том числе в 6 лицеях, 10 гимназиях, 3 вечерних школах и двух специальных коррекционных образовательных школах.

В результате проверок установлено, что из 22652,1 тыс. рублей, полученных из федерального бюджета на финансирование вознаграждений за выполнение функций классного руководства, не по целевому назначению использовано всего 14,0 тыс. рублей.

Кроме того, в рамках контроля приоритетного национального проекта "Образование" КСП проведена проверка развития и функционирования единой образовательной информационной среды, реализации мероприятий раздела "Информатизация образования". Выборочная проверка состояния информатизации образовательных учреждений, эффективности использования компьютерного оборудования и программного обеспечения учебного назначения нецелевого использования средств, выделенных из федерального бюджета на информатизацию муниципальной системы образования г. Новосибирска, не выявила, так как софинансирование осуществлялось в виде прямых поставок компьютерной техники из г. Москвы.

Результаты проведенной экспертизы обоснованности цен и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства на 2007 год позволили КСП сделать вывод об их экономической обоснованности. Однако при формировании тарифов не учтено предложение КСП о сокращении размеров перекрестного субсидирования в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 N 609, в связи с чем плата за услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов для организаций стала бы более доступной и привлекательной для новых потребителей.

Одним из главных контрольных мероприятий, проведенных КСП в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, являлась экспертиза отчета об исполнении бюджета города Новосибирска за 2005 год и подготовка соответствующего заключения, предоставляемого в городской Совет. В заключении на проект решения городского Совета "Об исполнении бюджета за 2005 год" обращалось внимание на:

произведенные расходы в сумме 645784,0 тыс. рублей, не обеспеченные источником дополнительных поступлений в соответствии с требованиями статьи 83 БК РФ;

отдельные факты финансирования расходов, не предусмотренных сводной бюджетной росписью. В 2005 году с указанными нарушениями профинансированы расходы в объеме 44509,0 тыс. рублей;

предоставление бюджетных кредитов на сумму 141900,0 тыс. рублей без утверждения лимитов решениями городского Совета;

исполнение бюджета в объеме 40394,1 тыс. рублей различными зачетными схемами по встречным обязательствам между бюджетом и поставщиком услуг, а не получателями бюджетных средств;

несоблюдение принципа единства кассы. В частности, не зачислялись на единый счет бюджета доходы от предпринимательской деятельности и, соответственно, расходы производились также не с единого счета;

продолжающуюся практику использования средств резервного фонда, как дополнительного источника финансирования расходов, носящих плановый характер, что не соответствует требованиям статьи 81 БК РФ. По оценке КСП на непредвиденные расходы направлено лишь 45,5% от общей суммы расхода фонда.

Также в заключении указывалось на:

несоответствие структуры и бюджетной классификации отчета об исполнении бюджета утвержденным решением городского Совета;

продолжающуюся практику финансирования федеральных структур (УФНС по НСО, вузов, МВД РФ, Новосибирского военного института внутренних войск МВД и других);

расходы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления, в частности ветеринарию;

своевременное принятие органами исполнительной власти мер по обеспечению полноты поступления доходов в бюджет города за счет снижения задолженности прошлых лет и недопущения возникновения задолженности по текущим платежам (объем задолженности по налогу на имущество физических лиц на 01.01.2006 по сравнению на 01.01.2005 увеличился на 29400,0 тыс. рублей, или 93,4%).

Результаты экспертизы КСП проекта решения городского Совета "Об исполнении бюджета за 2005 год" учтены при подготовке проекта бюджета на 2007 год в части неправомерных расходов бюджетных средств на финансирование организаций, задачи и направления деятельности которых не относятся к вопросам местного значения, а являются полномочиями органов государственной власти (федеральные структуры, управление ветеринарии с ветеринарно-санитарной инспекцией).

По итогам экспертизы проекта решения городского Совета "О бюджете на 2007 год" КСП отмечено, что на протяжении 4 лет в ходе контроля выявляются недостатки в планировании бюджета, являющиеся основной причиной значительного отклонения показателей исполнения бюджета города от первоначально утвержденных депутатами. В частности отмечено продолжающееся планирование бюджета на базе непринятых документов (например, тарифов на услуги ЖКХ, городских целевых программ, порядка отчисления в бюджет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, распоряжения мэра о повышении денежной нормы питания в 2007 году на один дето-день для учащихся из малообеспеченных семей и т.д.), а также недостаточно обоснованных расчетных показателях.

В части доходов бюджета на 2007 год установлено, что учтены не все возможные источники поступления доходов. На основании соответствующих расчетов КСП было рекомендовано увеличить доходы бюджета на 111750,0 тыс. рублей. В то же время КСП отмечено, что в результате отмены взимания платы в муниципальных учреждениях здравоохранения за медицинские услуги, гарантируемые гражданам России в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, объем планируемых доходов бюджета от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности сокращен по сравнению с уточненным Планом на 2006 год на 281628,0 тыс. рублей, или 25,5%. При анализе безвозмездных поступлений в бюджет города в виде предоставленных городу субвенций КСП установлено, что по трем из них, вследствие отклонений от методик расчета, занижен объем на общую сумму 118890,0 тыс. рублей. Кроме того, КСП отмечено, что субвенция на обеспечение граждан жилыми помещениями, предназначенная для обеспечения жильем детей-сирот, рассчитанная исходя из их численности, нормы площади жилья (15 кв. м) и стоимости 1 кв. м, установленной Минрегион России в размере 16,8 тыс. рублей, не позволит решить проблему в условиях сохраняющейся тенденции роста стоимости жилья.

В части расходов бюджета на 2007 год обращалось внимание на наличие в указанном проекте показателей, объемы планируемого бюджетного обеспечения которых превышают необходимый уровень, предусмотренный в проекте плана социально-экономического развития города на 2007 год, и заявки бюджетополучателей в общей сумме 13548,1 тыс. рублей.

Экспертиза проекта бюджета позволила сделать вывод, что объемы финансирования диктуются не реальными потребностями, а возможностями бюджета. В частности, заявка департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства по подразделу "Коммунальное хозяйство" не выполнена на 58%, несмотря на то, что отдельные виды расходов по этому подразделу были запланированы впервые. КСП не представилось возможным подтвердить обоснованность как бюджетной заявки, так и планируемых ассигнований на капитальный ремонт жилищного фонда по подразделу "Жилищное хозяйство" в размере 276667,0 тыс. рублей, так как, с одной стороны, бюджетная заявка сделана без учета площади приватизированного жилого фонда, а с другой стороны, средства на ремонт запланированы в бюджете исходя из общего тарифа 3,50 рубля за 1 кв. м общей площади, не подтвержденного пообъектными расчетами управляющих компаний по каждому дому.

При анализе долговой политики КСП установлено, что муниципальный долг г. Новосибирска на 1 января 2008 года превысит указанный в проекте бюджета на 2007 год на 644358,0 тыс. рублей.

Недостатки, допущенные при формировании городских целевых программ, не позволили КСП сделать вывод о них в целом как инструменте программно-целевого управления бюджетными расходами в соответствии с принципами бюджетного планирования, ориентированного на результат. Из 20 программ, запланированных к финансированию в 2007 году, только 9 программ планируется профинансировать в объемах, утвержденных паспортами этих программ. По трем программам объем ассигнований занижен на 80500,0 тыс. рублей, по трем - завышен на 35600,0 тыс. рублей. В перечень городских целевых программ включены 3 программы, в которых не отражен увязанный по ресурсам, срокам исполнения и объемам финансирования комплекс мероприятий, обеспечивающий решение проблем города, а также две программы, не утвержденные городским Советом.

По результатам работы в 2006 году КСП считает необходимым обратить внимание на повторяющиеся нарушения:

увеличение финансирования существующих видов расходов бюджета и финансирование новых видов расходов производится при отсутствии источников дополнительных поступлений в бюджет;

при разработке и утверждении финансирования городских целевых программ не в полной мере учитываются требования нормативных актов;

размещение и выполнение муниципального заказа осуществляется без конкурсной процедуры;

бухгалтерский учет и отчетность муниципальных организаций достоверно не отражают их финансово-хозяйственную деятельность;

используется зачетная схема расчетов с организациями, не являющимися получателями бюджетных средств;

процедура оформления договорных отношений превышает нормативные сроки;

отсутствует надлежащий контроль со стороны департамента земельных и имущественных отношений и других структурных подразделений мэрии за использованием муниципального имущества.

Необходимо обратить особое внимание на развитие ведомственного контроля, а также совершенствование методической работы.

 


Мы используем файлы Cookie для того, чтобы сделать Ваше пребывание на нашем сайте максимально удобным.
Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов Cookie.