РЕШЕНИЕ
от 5 октября 2006 г. N 365
ОБ ОБРАЩЕНИИ ГОРОДСКОГО СОВЕТА НОВОСИБИРСКА
К ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПЕРЕНОСЕ СРОКОВ
ПРОВЕДЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОТКРЫТЫХ
КОНКУРСОВ ПО ОТБОРУ УПРАВЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ
Рассмотрев обращение городского Совета Новосибирска к Правительству Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, городской Совет решил:
1. Принять и направить в Правительство Российской Федерации, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации обращение городского Совета Новосибирска (приложение).
2. Решение вступает в силу со дня подписания.
3. Контроль за исполнением Решения возложить на постоянную комиссию городского Совета по городскому хозяйству (Кожемякин Э.А.).
Глава городского самоуправления
В.Ф.ГОРОДЕЦКИЙ
Приложение
к Решению
городского Совета
от 05.10.2006 N 365
ОБРАЩЕНИЕ
ГОРОДСКОГО СОВЕТА НОВОСИБИРСКА К ПРАВИТЕЛЬСТВУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Жилищный кодекс Российской Федерации вступил в силу в марте 2005 года, однако большинство подзаконных нормативных правовых актов федерального уровня было принято только в 2006 году, до сих пор остаются пробелы в правовом регулировании ряда вопросов жилищной сферы, как на уровне субъектов Федерации, так и на уровне органов местного самоуправления.
Согласно положениям Жилищного кодекса Российской Федерации на собственников помещений в многоквартирных домах легла обязанность до 1 января 2007 года определиться со способом управления своим многоквартирным домом и выбрать один из трех предложенных Кодексом вариантов. В случае, если до указанной даты собственники самостоятельно не определятся с выбором способа управления, то органы местного самоуправления должны будут провести открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами. При этом, если на участие в конкурсе не подана ни одна заявка, организатор конкурса в течение трех месяцев с даты окончания срока подачи заявок проводит новый конкурс и обязан увеличить расчетный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не менее чем на 10 процентов.
По состоянию на 1 сентября 2006 года в городе Новосибирске более 7,5 тысячи многоквартирных домов. 83% домов обслуживались 10 муниципальными учреждениями Дирекции заказчика по ЖКХ районов, 9% - управлялись ТСЖ и ЖСК, 5% - ведомственными организациями, 3% - частными управляющими организациями.
Несмотря на работу органов местного самоуправления города Новосибирска по инициированию проведения общих собраний собственников жилья в многоквартирных домах, следует отметить низкую активность жителей по выбору способа управления. В качестве причин, обусловливающих подобную ситуацию, характерную для многих городов России, можно назвать недостаточную информированность граждан о ходе жилищной реформы; опасение, что весь объем "недоремонта" ляжет на плечи собственников помещений в многоквартирных домах, вне зависимости от выбранного способа управления; боязнь "неограниченного" роста тарифов; высокий уровень недоверия населения к появляющимся управляющим организациям, которые еще не успели зарекомендовать себя практической работой.
Конкуренция на рынке управляющих организаций крайне низка. На 1 сентября 2006 года в городе Новосибирске зарегистрировано 36 частных организаций, выразивших желание быть управляющими и обслуживающими (для сравнения, до начала реформы в городе было 105 муниципальных ЖЭУ). Часть из них заключила договоры подряда с Дирекциями заказчика на обслуживание жилищного фонда, часть ведет работу по выбору собственниками их как управляющей организации, и всего лишь одна организация с 1 июня 2006 года приступила к фактическому исполнению функций управляющей. Рынок управляющих организаций только начинает формироваться, и для возникновения конкурентной среды необходимо время.
Особо следует отметить влияние технического состояния жилищного фонда и проблемы "недоремонта" на процесс выбора собственниками помещений в многоквартирных домах способа управления. У граждан отсутствует мотивация по созданию товариществ собственников жилья в домах с высокой степенью износа, т.к. возникающие товарищества собственников жилья не смогут самостоятельно осуществить объем работ по ликвидации "недоремонта".
В условиях ограниченных финансовых возможностей органов местного самоуправления и отсутствия прозрачной государственной политики проведения капитального ремонта жилищного фонда возникает риск, что ни одна управляющая организация не согласится брать на обслуживание жилищный фонд с высокой долей "недоремонта", ветхий и аварийный жилищный фонд.
Таким образом, при сохранении подобной тенденции, с 1 января 2007 года органам местного самоуправления города Новосибирска придется взять на себя обязанность проведения конкурса по отбору управляющих организаций для более чем половины домов жилищного фонда города в условиях отсутствия информации о качестве работы организаций, претендующих на роль управляющих, и значительной доли "недоремонта" жилищного фонда.
Начало проведения конкурсов приходится на пик зимнего отопительного сезона, и ошибки в работе организаций, отобранных в результате конкурса, могут крайне негативно отразиться на качестве жизни граждан и спровоцировать волну социального недовольства.
В связи с изложенным, просим Вас рассмотреть возможность внести изменения в нормативные правовые акты, регламентирующие обязанность органов местного самоуправления провести открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано, и перенести дату, с которой возникает обязанность по проведению конкурсов, на 1 июля 2008 года.
Также просим Вас предусмотреть в федеральном бюджете на 2007 год и последующие годы выделение средств муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта жилищного фонда и проведение мероприятий по сносу ветхого и аварийного жилья, исходя из площадей, фактического состояния жилищного фонда и паритетных объемов финансирования затрат из бюджетов трех уровней.
Это позволит:
привести правовую базу муниципальных образований и субъектов Российской Федерации в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации, ликвидировать существующие пробелы;
урегулировать вопросы, связанные с необходимостью сноса ветхого и аварийного жилья, проведения капитального ремонта жилищного фонда, путем разработки и принятия комплексных программ с участием бюджетов всех уровней;
увеличить срок, в течение которого граждане России смогут самостоятельно реализовать право на выбор способа управления многоквартирным домом;
органам местного самоуправления информировать граждан и инициировать проведение собраний собственников помещений в многоквартирных домах по выбору способа управления;
существующим и возникающим управляющим организациям зарекомендовать себя при исполнении договоров подряда и обслуживания многоквартирных домов жилищного фонда.
Городской Совет Новосибирска