РЕШЕНИЕ
От 30.06.2006 |
г. Новосибирск |
№ 316 |
О законодательной инициативе городского Совета Новосибирска по внесению в Новосибирский областной Совет депутатов проекта закона Новосибирской области «Об Уполномоченном по правам человека в Новосибирской области» |
В соответствии со статьей 38 Устава Новосибирской области, статьей 64 Регламента Новосибирского областного Совета депутатов, ст. 38 Регламента городского Совета Новосибирска, руководствуясь статьей 31 Устава города Новосибирска, городской Совет РЕШИЛ:
1. Решение городского Совета Новосибирска от 01.02.2006 № 180 «О законодательной инициативе городского Совета Новосибирска по внесению в Новосибирский областной Совет депутатов проекта закона Новосибирской области «Об Уполномоченном по правам человека в Новосибирской области» признать утратившим силу.
2. Внести в Новосибирский областной Совет депутатов в порядке реализации права законодательной инициативы, взамен ранее внесенного, проект закона Новосибирской области «Об Уполномоченном по правам человека в Новосибирской области» (приложение).
3. Направить указанный законопроект Губернатору Новосибирской области для заключения.
4. Назначить представителем по данному законопроекту в Новосибирском областном Совете депутатов депутата городского Совета Новосибирска Казака А. А.
5. Решение вступает в силу со дня подписания.
6. Контроль за исполнением решения возложить на постоянную комиссию городского Совета по местному самоуправлению (Казак А. А.).
Глава городского самоуправления |
В. Ф. Городецкий |
Приложение
к решению городского Совета
от 30.06.2006 № 316
Проект
Вносится городским Советом
Новосибирска
Закон
Новосибирской области
ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Настоящий Закон определяет правовой статус Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области, порядок его назначения на должность и освобождения от должности, организационные формы и условия деятельности.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основы правового статуса Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области
1. Должность Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области (далее по тексту – Уполномоченный) учреждена Уставом Новосибирской области в соответствии с Федеральным конституционным законом от 26.02.97 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека на территории Новосибирской области и их соблюдения органами государственной власти Новосибирской области, иными государственными органами и органами местного самоуправления и их должностными лицами в Новосибирской области.
2. Должность Уполномоченного является государственной должностью Новосибирской области.
3. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом Новосибирской области, настоящим Законом, законодательством Новосибирской области, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и международными соглашениями Новосибирской области в сфере международных связей.
4. Уполномоченный при осуществлении своей деятельности независим и неподотчетен органам государственной власти Новосибирской области, иным государственным органам и органам местного самоуправления и их должностным лицам в Новосибирской области.
5. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов Новосибирской области и их должностных лиц, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина.
Статья 2. Основные задачи Уполномоченного
Основными задачами Уполномоченного являются:
1) содействие гражданам в защите их прав и законных интересов в Новосибирской области;
2) содействие совершенствованию законодательства Новосибирской области в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина и приведению его в соответствие с федеральным законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права;
3) участие в правовом просвещении населения Новосибирской области по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты;
4) использование опыта международного и межрегионального сотрудничества в области защиты прав и свобод человека и гражданина.
Глава 2. Порядок назначения на должность и освобождения
от должности уполномоченного
Статья 3. Требования к кандидату для назначения на должность Уполномоченного. Срок полномочий Уполномоченного
1. На должность Уполномоченного может быть назначен гражданин Российской Федерации, не моложе 30 лет, обладающий опытом защиты прав и свобод человека и гражданина, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет либо высшее образование и стаж государственной службы на высших или главных должностях государственной гражданской службы (срок замещения государственной должности) не менее 5 лет.
2. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет. Полномочия начинаются с момента вступления в должность и прекращаются с момента вступления в должность вновь назначенного Уполномоченного, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий Уполномоченного.
3. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.
Статья 4. Порядок назначения на должность Уполномоченного
1. Уполномоченный назначается на должность Новосибирским областным Советом депутатов.
Предложения о кандидатурах для назначения на должность Уполномоченного могут вноситься Губернатором Новосибирской области, депутатами Новосибирского областного Совета депутатов, представительными органами муниципальных образований Новосибирской области, политическими партиями, общественными организациями, зарегистрированными в Новосибирской области в установленном порядке.
Предложения вносятся в письменной форме. К письму, содержащему предложение, прилагаются документы, подтверждающие соответствие предлагаемых кандидатур требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 3 настоящего Закона.
Количество кандидатур для назначения на должность Уполномоченного не ограничивается.
Предложения о кандидатурах для назначения на должность Уполномоченного вносятся в Новосибирский областной Совет депутатов в течение тридцати дней со дня опубликования в средствах массовой информации постановления Новосибирского областного Совета депутатов об объявлении конкурса на замещение должности Уполномоченного.
Информация о кандидатурах, предложенных для назначения на должность Уполномоченного, и биографические данные о них публикуются в средствах массовой информации.
2. Новосибирский областной Совет депутатов рассматривает вопрос о назначении на должность Уполномоченного не позднее тридцати дней со дня истечения срока, установленного для внесения предложений о соответствующих кандидатурах в порядке, установленном Регламентом Новосибирского областного Совета депутатов.
Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Новосибирским областным Советом депутатов большинством голосов от установленного числа депутатов.
3. Постановление Новосибирского областного Совета депутатов о назначении Уполномоченного вместе с биографическими сведениями о нем подлежит официальному опубликованию.
Статья 5. Вступление в должность Уполномоченного
При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания: «Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина на территории Новосибирской области, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Уставом Новосибирской области и законодательством Новосибирской области, справедливостью и голосом совести».
Присяга приносится на сессии Новосибирского областного Совета депутатов непосредственно после назначения Уполномоченного на должность.
Статья 6. Условия выполнения Уполномоченным своих полномочий
1. Уполномоченный в течение срока своих полномочий не вправе:
1) быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, замещать иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, государственную должность государственной службы или муниципальную должность муниципальной службы;
2) находиться на государственной или муниципальной службе;
3) заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
4) состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации.
2. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность.
Статья 7. Досрочное прекращение полномочий Уполномоченного
1. Полномочия Уполномоченного досрочно прекращаются в случаях:
1) подачи заявления о добровольном сложении полномочий;
2) прекращения гражданства Российской Федерации;
3) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным в установленном законом порядке;
4) признания его безвестно отсутствующим или объявления его умершим в установленном законом порядке;
5) выезда на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации;
6) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного;
7) невыполнение условий, установленных статьей 6 настоящего Закона;
8) несоответствия занимаемой должности по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;
9) его смерти.
2. Досрочное прекращение полномочий Уполномоченного осуществляется постановлением Новосибирского областного Совета депутатов.
В случае досрочного прекращения полномочий Уполномоченного новый Уполномоченный назначается Новосибирским областным Советом депутатов в течение двух месяцев.
Глава 3. Организационные формы деятельности уполномоченного
Статья 8. Компетенция Уполномоченного
1. Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Новосибирской области (далее по тексту – заявители), на решения или действия (бездействие) органов государственной власти Новосибирской области, иных государственных органов, органов местного самоуправления в Новосибирской области и их должностных лиц, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
2. В случае если при рассмотрении жалобы Уполномоченным будет выявлено несоответствие положений законов Новосибирской области Уставу Новосибирской области в части прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченный может предложить заявителю обратиться в Уставной суд Новосибирской области.
3. В случае если вопрос о нарушении прав и свобод человека и гражданина не входит в компетенцию Уполномоченного, он обязан направить жалобу и соответствующие материалы Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.
Статья 9. Порядок подачи жалобы Уполномоченному
Жалоба подается Уполномоченному в письменной форме.
Жалоба может быть подана заявителем лично, через его представителя или направлена по почте.
Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес места жительства (места пребывания) заявителя, адрес и наименование органа, фамилию, имя, отчество и должность лица, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы. К жалобе должны быть приложены копии решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или (и) административном порядке.
Статья 10. Права Уполномоченного при получении жалобы
1. Получив жалобу, Уполномоченный вправе:
1) принять жалобу к рассмотрению;
2) разъяснить заявителю, какие способы защиты прав и свобод тот вправе использовать;
3) направить жалобу в орган государственной власти Новосибирской области, иной государственный орган, орган местного самоуправления в Новосибирской области и (или) должностным лицам, к компетенции которых относится рассмотрение жалобы по существу;
4) направить жалобу Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации;
5) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.
2. Отказ в принятии жалобы должен быть мотивирован и возможен по следующим основаниям:
1) если рассмотрение жалобы не входит в его компетенцию;
2) если заявителем не соблюдены требования, предусмотренные статьей 9 настоящего Закона;
3) если жалоба ранее рассматривалась Уполномоченным по правам человека в Новосибирской области либо Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, и по ней было вынесено соответствующее решение.
3. О принятом решении Уполномоченный уведомляет заявителя в десятидневный срок со дня регистрации жалобы.
4. В случае принятия жалобы к рассмотрению Уполномоченный информирует орган или должностное лицо, решения или действия (бездействие), которых обжалуются.
5. Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным.
Статья 11. Порядок рассмотрения жалобы заявителя
1. Уполномоченный, приняв жалобу к рассмотрению, вправе обратиться к соответствующим органам государственной власти Новосибирской области, иным государственным органам и органам местного самоуправления или их должностным лицам в Новосибирской области за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению. Проверка жалобы не может быть поручена органу государственной власти Новосибирской области, иному государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу в Новосибирской области, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
2. При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить органу государственной власти Новосибирской области, иному государственному органу, органу местного самоуправления или их должностному лицу в Новосибирской области, чьи решения или действия (бездействиЕ) обжалуются, возможность дать свои объяснения по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы.
Статья 12. Права Уполномоченного при рассмотрении жалобы заявителя
1. Уполномоченный при рассмотрении жалобы заявителя вправе на территории Новосибирской области:
1) посещать органы государственной власти Новосибирской области, органы местного самоуправления в Новосибирской области, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной, служебной и иной охраняемой законом тайне и режима конфиденциальности;
2) запрашивать и получать в государственных органах Новосибирской области, органах местного самоуправления и у их должностных лиц, сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы. Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. По вопросам, связанным с рассмотрением жалобы заявителя, а также иным вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления в Новосибирской области.
Статья 13. Действия Уполномоченного по окончании рассмотрения жалобы заявителя
1. Уполномоченный письменно извещает заявителя о результатах рассмотрения его жалобы не позднее тридцати дней со дня принятия жалобы к рассмотрению. При необходимости проведения дополнительных проверок, выяснения вновь возникших обстоятельств Уполномоченный вправе продлить срок рассмотрения жалобы, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом заявителю.
Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в ходе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и иных лиц без их письменного согласия.
2. В случае установления факта нарушения прав и свобод заявителя Уполномоченный вправе:
1) направить органу государственной власти Новосибирской области, иному государственному органу, органу местного самоуправления в Новосибирской области или их должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых повлекли указанное нарушение, свое заключение, содержащее предложения по принятию мер, связанных с восстановлением нарушенных прав и свобод заявителя;
2) обратиться в компетентные органы государственной власти Новосибирской области, иные государственные органы, органы местного самоуправления в Новосибирской области с ходатайством о привлечении к ответственности соответствующих должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод заявителя, в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Новосибирской области;
3) обратиться в прокуратуру Новосибирской области с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановлениЯ судьи, правового акта, изданного органами государственной власти Новосибирской области, органами местного самоуправления.
3. Орган государственной власти Новосибирской области, иной государственный орган, орган местного самоуправления в Новосибирской области или должностное лицо, получившие заключение Уполномоченного, обязаны рассмотреть его и не позднее тридцати дней со дня получения письменно сообщить Уполномоченному о принятых мерах.
4. В случае если в ходе рассмотрения жалобы будет установлено, что права и свободы заявителя нарушены решением или действиями (бездействием) органов государственной власти Российской Федерации или их должностных лиц, Уполномоченный информирует об этом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
5. В случае если в ходе рассмотрения жалобы Уполномоченным будет усмотрено, что в действиях (бездействии) соответствующего должностного лица содержатся признаки преступления, он вправе заявить об этом в прокуратуру Новосибирской области.
Статья 14. Действия Уполномоченного в случаях массовых или грубых нарушений прав и свобод человека и гражданина
В случае массовых или грубых нарушений прав и свобод человека и гражданина на территории Новосибирской области, о которых стало известно Уполномоченному, или в случаях, имеющих особое общественное значение либо связанных с необходимостью защиты интересов лиц, неспособных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе необходимые меры в пределах своей компетенции к восстановлению нарушенных прав и свобод.
Статья 15. Действия Уполномоченного по результатам анализа информации о нарушении прав и свобод человека и гражданина в Новосибирской области
1. По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод человека и гражданина в Новосибирской области, обобщения итогов рассмотрения жалоб граждан Уполномоченный вправе:
1) направлять органам государственной власти Новосибирской области, иным государственным органам, органам местного самоуправления в Новосибирской области и их должностным лицам свои предложения и рекомендации общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию их деятельности;
2) обращаться к органам государственной власти Новосибирской области, органам местного самоуправления в Новосибирской области с предложениями о внесении изменений в действующие нормативные правовые акты Новосибирской области и (или) муниципальные правовые акты либо о восполнении пробелов в законодательстве, если Уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) органов государственной власти Новосибирской области, иных государственных органов, органов местного самоуправления в Новосибирской области и их должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, совершаются на основании и во исполнение законодательства Новосибирской области, муниципальных правовых актов, либо в силу существующих пробелов в законодательстве.
2. В случае массового или грубого нарушения прав и свобод человека и гражданина на территории Новосибирской области Уполномоченный вправе выступить с внеочередным докладом на сессии Новосибирского областного Совета депутатов.
Статья 16. Доклад Уполномоченного
Уполномоченный не позднее чем через месяц по окончании календарного года направляет письменный доклад о своей деятельности Губернатору Новосибирской области и в Новосибирский областной Совет депутатов.
В ежегодном докладе Уполномоченного должны быть даны общие оценки, выводы и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Новосибирской области, указаны органы государственной власти Новосибирской области, иные государственные органы, органы местного самоуправления в Новосибирской области и их должностные лица, нарушающие права и свободы человека и гражданина и не принимающие меры к их восстановлению и защите.
Ежегодный доклад Уполномоченного подлежит обязательному официальному опубликованию.
Копия доклада направляется Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.
Глава 4. Обеспечение деятельности уполномоченного
Статья 17. Аппарат Уполномоченного
1. Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается аппарат Уполномоченного (далее по тексту – аппарат).
Уполномоченный утверждает структуру аппарата, Положение о нем, непосредственно руководит его деятельностью.
В пределах сметы расходов Уполномоченный устанавливает численность и штатное расписание аппарата.
2. Аппарат осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.
3. Уполномоченный и его аппарат являются государственным органом Новосибирской области с правами юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением герба Новосибирской области.
4. Работники аппарата являются государственными гражданскими служащими Новосибирской области.
5. Имущество, необходимое Уполномоченному и его аппарату для осуществления деятельности, закрепляется за ними на праве оперативного управления и является государственной собственностью Новосибирской области.
Статья 18. Финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного и его аппарата
1. Финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного и его аппарата производится за счет средств областного бюджета Новосибирской области, предусмотренных на эти цели отдельной строкой в законе Новосибирской области об областном бюджете Новосибирской области на очередной финансовый год.
2. Уполномоченный самостоятельно разрабатывает и исполняет смету расходов в пределах выделенных средств.
3. Финансовая отчетность предоставляется Уполномоченным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 19. Материальное и социальное обеспечение Уполномоченного и его аппарата
1. Материальное и социальное обеспечение Уполномоченного соответствует материальному и социальному обеспечению, предусмотренному федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области для должностных лиц, замещающих государственные должности Новосибирской области.
2. Материальное и социальное обеспечение работников аппарата устанавливается в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области о государственной гражданской службе.
3. Права, обязанности, ответственность работников аппарата, условия прохождения ими государственной гражданской службы устанавливаются федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области о государственной гражданской службе.
Статья 20. Экспертный совет при Уполномоченном
При Уполномоченном в целях оказания консультативной помощи может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области защиты прав и свобод человека и гражданина.
Глава 5. Заключительные положения
Статья 21. Обжалование действий Уполномоченного
Действия Уполномоченного могут быть обжалованы в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 22. Место нахождения Уполномоченного
Местом нахождения Уполномоченного является г. Новосибирск.
Статья 23. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2007 года.
Статья 24. Переходные положения
Впервые Уполномоченный назначается не ранее 1 января 2007 года и не позднее 15 февраля 2007 года.
Губернатор Новосибирской области |
В. А. Толоконский |
г. Новосибирск,
Красный проспект, 18
«___»____________2006 г.
№_________________ОЗ
_____________