Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск


630099, г. Новосибирск, ул. Красный проспект, 34



+7 (383) 227-43-32

Общественная приемная

Решение №101 от 28.09.2005 Об обращении городского Совета Новосибирска к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

В связи с возникающими проблемами при реализации Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь статьей 31 Устава города Новосибирска, городской Совет Новосибирска РЕШИЛ:

1. Принять обращение городского Совета Новосибирска к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам реализации Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (приложение).

2. Решение вступает в силу со дня подписания.

3. Опубликовать решение в газете «Вечерний Новосибирск».

4. Контроль за исполнением решения возложить на председателя городского Совета Новосибирска Болтенко Н. Н.

Глава городского самоуправления

В. Ф. Городецкий

 

Приложение

к решению городского Совета

от 28.09.2005 № 101

ОБРАЩЕНИЕ

городского Совета Новосибирска к Государственной Думе Федерального

Собрания Российской Федерации по вопросам реализации Федерального

закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

23 сентября 2005 года в городе Новосибирске состоялось выездное заседание Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, на котором обсуждались вопросы, возникающие при реализации на территории муниципального образования Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Было отмечено, что закрепленный в законе закрытый перечень полномочий муниципальных образований не совсем рационален. Часть федеральных полномочий лучше выполнять на региональном уровне, оставив их правовое обеспечение в центре. Аналогичные проблемы возникают между муниципальным образованием и регионом: ряд функций закреплен за субъектом федерации, в то время как и традиции, и опыт последних лет свидетельствуют о том, что данные функции целесообразно исполнять именно на местном уровне. Кроме того, в ряде случаев между региональным и местным уровнем оказываются разделенными полномочия по финансированию одних и тех же учреждений, так, например, по содержанию учреждений социального обслуживания и здравоохранения.

Наиболее правильным было бы отнести предоставление услуг по социальной поддержке и социальному обслуживанию к вопросам местного значения, а учреждения социального обслуживания оставить в статусе муниципальных. Органы государственной власти субъектов Федерации, в свою очередь, должны предоставлять местным бюджетам субвенции на эти цели в соответствии с установленными законом нормативами.

Значительные сложности вызывает разграничение полномочий между субъектами РФ и органами местного самоуправления в сфере здравоохранения. Разделение на практике общей и специализированной медицинской помощи без проведения процедур реорганизации или ликвидации учреждений здравоохранения практически невозможно. Многие городские и районные больницы имеют в своем составе как отделения общей медицинской помощи, так и специализированные отделения. Механизма выделения доли имущества и текущих расходов, которые относятся к специализированной медицинской помощи для их передачи субъекту РФ в целях осуществления государственного полномочия в этой сфере или для выделения субвенций местным бюджетам, нет.

Функции разработки и формирования научно-промышленной политики отнесены в настоящее время к государственным полномочиям. Однако, экономику субъекта федерации во многом формирует областной центр. Крупные города, обладающие большим экономическим потенциалом и квалифицированными специалистами в сфере экономической политики, оказались отстраненными от решения этих вопросов.

Мы считаем целесообразным выделить крупные города и центры регионов в группу муниципальных образований с более широкими полномочиями в сфере образования, здравоохранения, социальной поддержки населения, комплексного социально-экономического развития территорий.

Одновременно, для выравнивания бюджетной обеспеченности, стимулирования реализации программ социально-экономического развития территории и обеспечения равномерного поступления налогов в течение всего года предлагаем закрепить за городскими округами на постоянной основе часть поступлений от налогов, отражающих результат хозяйственной деятельности предприятий (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость).

Федеральный закон предусматривает нахождение в муниципальной собственности только жилищного фонда социального использования. Однако, без специализированного жилищного фонда (общежития, служебный и маневренный жилищный фонд) невозможно решать вопросы местного значения.

Считаем необходимым предоставить право органам местного самоуправления самостоятельно формировать перечень имущества, находящегося в муниципальной собственности. Обязанность безвозмездной передачи до 01.01.2006 в государственную собственность муниципального имущества, предназначенного для осуществления полномочий государственных органов, может привести к невозможности исполнения органами местного самоуправления отдельных полномочий, вводимых законом после 01.01.2006. Так, например, организация охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией.

Жесткий перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, также создает проблемы для органов местного самоуправления, поскольку доходы от аренды таких помещений составляют весомую часть городского бюджета и используются для решения вопросов местного значения. Кроме того, согласно существующим положениям органы местного самоуправления наделяются правом решать, помимо закрепленных, иные вопросы местного значения при наличии собственных материальных и финансовых средств, но не могут иметь соответствующее имущество.

В соответствии со статьей 40 Федерального закона на постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от установленной численности представительного органа. В настоящее время городской Совет Новосибирска состоит из 40 депутатов, образовано 7 постоянных депутатский комиссий. В целях обеспечения эффективной работы представительного органа местного самоуправления, представляется целесообразным, чтобы председатели комиссий, председатель и заместитель председателя Совета работали на освобожденной основе. В связи с этим предлагаем ввести норму, устанавливающую предельную численность депутатов, работающих на освобожденной основе, в зависимости от численности жителей города, а не численности депутатов представительного органа местного самоуправления, или предоставить Совету право самому определять количество депутатов, работающих на освобожденной основе.

В ходе реализации Федерального закона №131 возникает необходимость в более четком толковании отдельных норм закона.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 43 закона представительный орган принимает нормативные и иные правовые акты. В соответствии с частью 3 этой же статьи представительный орган принимает решения, устанавливающие правила поведения, обязательные для исполнения на всей территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа.

Означает ли это, что представительный орган не может принимать никаких иных решений, за исключением нормативных и по организации деятельности городского Совета?

Можно ли отнести к иным правовым актам представительного органа постановления и распоряжения, которые издает председатель городского Совета по вопросам организации деятельности представительного органа?

Каким правовым актом представительный орган реализует право законодательной инициативы, решает вопросы о проведении муниципальных выборов, референдума, о передаче имущества, об  участии в создании хозяйственных обществ, о награждении граждан и организаций почетными грамотами и др.?

В законе четко не отражено, кем подписываются правовые акты, не являющиеся нормативными, а также не предусмотрен порядок их отклонения в случае их противоречия действующему законодательству.

С учетом того, что в городе Новосибирске активно развивается территориальное общественное самоуправление (более 15 тысяч органов ТОС), представляется проблемным вопрос об утверждении границ ТОС решениями городского Совета. Аналогичное положение складывается и при решении вопроса о назначении собраний граждан, проводимых по инициативе населения.

На основании изложенного, городской Совет Новосибирска обращается к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой рассмотреть возможность внесения соответствующих изменений в Федеральный закон и разъяснить порядок применения отдельных норм указанного Федерального закона. 

___________