Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск


630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 34



+7 (383) 227-43-32

Общественная приемная

Решение № 906 от 05.03.2008 "Об отчете о работе контрольно-счетной палаты города Новосибирска за 2007 год"

РЕШЕНИЕ

от 5 марта 2008 г. N 906

 

ОБ ОТЧЕТЕ О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ

ГОРОДА НОВОСИБИРСКА ЗА 2007 ГОД

 

Заслушав председателя контрольно-счетной палаты города Новосибирска Шилохвостова Г.И. о работе контрольно-счетной палаты города Новосибирска за 2007 год, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 4 статьи 1 Положения "О контрольно-счетной палате города Новосибирска", принятого Решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.12.2007 N 682, руководствуясь статьями 43, 55 Устава города Новосибирска, Совет депутатов города Новосибирска решил:

1. Принять к сведению отчет о работе контрольно-счетной палаты города Новосибирска за 2007 год (приложение).

2. Решение вступает в силу со дня подписания.

3. Контроль за исполнением Решения возложить на постоянную комиссию Совета депутатов города Новосибирска по бюджету и налоговой политике (Вязовых В.А.).

 

Мэр города Новосибирска

В.Ф.ГОРОДЕЦКИЙ

 

 

 

 

 

Приложение

к Решению

Совета депутатов

города Новосибирска

от 05.03.2008 N 906

 

ОТЧЕТ

О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ

ГОРОДА НОВОСИБИРСКА ЗА 2007 ГОД

 

В соответствии с Планом контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетной палатой города Новосибирска (далее по тексту - Палата) в 2007 году проведено 26 контрольных мероприятий, в том числе 21 проверка, 3 экспертизы, 2 аналитических мероприятия. Палатой проведено 9 комплексных контрольных мероприятий, охватывающих сферы здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), транспорта.

Контрольные мероприятия проводились в 145 организациях, в том числе в 78 - входящих в социальную сферу города Новосибирска, в 13 - в сферу ЖКХ, в 4 транспортных организациях, 10 администрациях районов города и других.

Проверки проведены в 23 муниципальных унитарных предприятиях, 109 городских учреждениях, 13 иных организациях.

План работы на 2007 год выполнен Палатой в полном объеме.

 

Контрольная деятельность

 

Основные особенности контрольной работы Палаты в 2007 году определялись необходимостью мониторинга реализации национальных проектов, внедрения новых форм контроля. В 2007 году в форме аудита эффективности проведены 2 проверки. В целях обеспечения единообразия и полноты оценок аналогичных, типовых ситуаций подготовлен Классификатор нарушений, недостатков и их последствий, выявляемых контрольно-счетной палатой города Новосибирска.

В ходе контрольных мероприятий выявлено 68 нарушений действующего законодательства, имеющих стоимостную оценку, на общую сумму 428877,6 тыс. рублей, в том числе 4 случая нецелевого использования бюджетных средств на сумму 1011,9 тыс. рублей.

Следствием выявленных нарушений и неэффективной деятельности субъектов бюджетного процесса города Новосибирска стали недопоступление средств в бюджет города в сумме 1152,0 тыс. рублей, необоснованные расходы бюджетных средств на общую сумму 4871,8 тыс. рублей.

Также в ходе проверки проектно-сметной документации и актов выполненных работ (целевого использования средств, выделенных на строительство, реконструкцию и ремонт) предотвращено необоснованное завышение стоимости выполненных работ в сумме 1583,9 тыс. рублей.

По итогам контроля Палатой направлено 28 представлений в адрес руководителей проверяемых организаций, органов исполнительной власти города, 29 информационных писем в органы исполнительной, законодательной власти города и иные организации.

Традиционно одним из приоритетных направлений деятельности Палаты является контроль в области расходов бюджета города на здравоохранение, спорт, социальную политику. Помимо проведения 9 контрольных мероприятий по указанному направлению в течение 2007 года осуществлялся мониторинг финансирования расходов по реализации приоритетного национального проекта "Здоровье".

При проведении проверки целевого использования средств, выделенных из бюджета г. Новосибирска и отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области за период с 01.01.2005 по 01.01.2007 на капитальный ремонт муниципальному учреждению "Социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов "Лунный камень", установлено, что работы по капитальному ремонту лечебного корпуса проведены без наличия в полном объеме документов, требуемых законодательством: проекта на капитальный ремонт, документов, содержащих результаты ежегодных осмотров зданий и сооружений с указанием дефектов по каждому помещению, являющихся первичными документами для обоснования необходимости проведения ремонтных работ. Не предоставлены исполнительные схемы по ремонту электропроводки, акты испытаний электросетей и электроустановок, акт приемки в эксплуатацию объекта после окончания капитального ремонта.

Проверка бухгалтерской документации показала, что средства в сумме 355,5 тыс. рублей, использованные на монтаж вентиляционной системы при проведении капитального ремонта лечебного корпуса, не отражены на увеличении ее стоимости.

Проверкой выполнения плана реорганизации муниципальных аптечных предприятий путем объединения в МП "Новосибирская аптечная сеть", начатой в ноябре 2006 года с целью повышения конкурентоспособности и сохранения существующих муниципальных аптечных предприятий, открытия новых объектов в строящихся и развивающихся микрорайонах города, позволяющей, в свою очередь, достичь гарантированного качественного обеспечения социально незащищенных слоев населения лекарствами по доступным ценам, выполнения социального заказа по обслуживанию льготников, установлено, что первый этап процесса слияния муниципальных аптечных предприятий выполнен в соответствии с утвержденными мероприятиями и установленными сроками их выполнения. На момент проверки предприятие, в полном объеме выполнив 1 этап программы по реорганизации аптечной сети, приступило к выполнению второго этапа, стратегического, - укреплению материально-технической базы структурных подразделений и развитию предприятия, для реализации которого запланирован один год.

В рамках планируемой управлением здравоохранения мэрии реорганизации в 2007 году муниципальных учреждений здравоохранения, по предложению постоянной комиссии Совета депутатов по социальному развитию, проведены проверки финансово-хозяйственной деятельности за 2006 год в МУЗ "Стоматологическая поликлиника N 1" и МУЗ "Стоматологическая поликлиника N 2". Проверка показала, что финансово-хозяйственная деятельность учреждений осуществлялась за счет средств, полученных из бюджета, от платных услуг и средств ФОМС в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов, в полном соответствии с уставами.

Проведенными проверками нецелевого использования бюджетных средств не установлено, однако выявлены факты их неэффективного использования - МУЗ "Стоматологическая поликлиника N 1" произведено авансирование (переплата) за непотребленную тепловую и электрическую энергию ОАО "Новосибирскэнерго" в сумме 176,2 тыс. рублей при наличии кредиторской задолженности перед МУП "Горводоканал" в сумме 132,2 тыс. рублей, а МУЗ "Стоматологическая поликлиника N 2" - предоплата, не предусмотренная договорами, за тепловую энергию, за отпуск питьевой воды и прием сточных вод, за услуги по содержанию имущества на общую сумму 80,1 тыс. рублей.

При отсутствии нарушений по организации, проведению и учету проведенного льготного зубопротезирования установлено нарушение требования "Положения о порядке рассмотрения и утверждения цен и тарифов на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями и учреждениями", которым предусмотрено, что пересмотр цен и тарифов осуществляется не чаще одного раза в год. За период с 01.01.2006 по 01.10.2006 прейскурант на платные стоматологические услуги в МУЗ "Стоматологическая поликлиника N 2" менялся дважды, что не могло не оказать влияние на доступность услуги для населения.

Проверка целевого использования бюджетных средств городского бюджета и средств населения при газификации частного сектора микрорайона "Пошивочный" за 2003 - 2006 годы в Потребительском кооперативе "Пашинский Газпотребсоюз" выявила завышение сметной стоимости строительства газопроводов низкого давления на 366,9 тыс. рублей. Аналогичные нарушения были выявлены при проведении проверок в 2005 - 2006 годах в кооперативах в Ленинском и Дзержинском районах города, что позволило сделать вывод о необоснованности части расходов, оплачиваемых как населением, так и из бюджета города, вследствие завышения сметной стоимости строительства газопроводов низкого давления.

В результате завышения стоимости строительства газораспределительной системы в частном секторе микрорайона "Пошивочный" услуга по газификации индивидуального жилого дома на момент проверки была доступна только 34,5% потенциально возможным потребителям газа. На доступность услуг по газификации оказало также влияние отсутствие методики распределения средств, выделенных из бюджета города для оказания помощи малоимущим гражданам, так как при равных расходах членов кооператива на газификацию суммы полученной материальной помощи существенно отличались (от 5,0 до 40,0 тыс. рублей).

Проверкой установлено, что все проверенные кооперативы неправомочны были выполнять функции "заказчика-застройщика", так как ни один из них не имел лицензии и квалифицированных специалистов на осуществление этого вида деятельности, требуемых Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и "Положением о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом", утвержденным Постановлением Правительства.

Палатой были установлены также факты грубейших нарушений кооперативами требований Федерального закона "О бухгалтерском учете" и "Порядка ведения кассовых операций в РФ".

Принимая во внимание, что газораспределительная сеть является опасным объектом с точки зрения эксплуатации, Палатой было предложено провести инвентаризацию "бесхозяйного" имущества и определить структуру, которая отвечала бы за надлежащую эксплуатацию оборудования. Так как более 25% сетей построены за счет муниципального образования, то в этой структуре необходимо иметь представителя города, принимающего участие в контроле за эксплуатацией оборудования и сетей, а также сметной стоимостью вновь строящихся газопроводов. Для исключения необоснованных затрат при составлении смет Палатой было предложено установить правила проведения экспертизы сметной документации на строительство газопроводов низкого давления, в частности проведения экспертизы муниципальными органами.

Кроме того, по мнению Палаты, создание структуры, организующей строительство и контролирующей эксплуатацию сетей низкого давления, позволит аккумулировать средства, полученные от населения за подключение к действующим сетям, использовать их на модернизацию действующих сетей и удешевление строительства вновь строящихся.

С учетом замечаний и предложений Палаты создана служба единого заказчика для координации и планирования работ по газификации частного сектора.

Проведены проверки исполнения городской целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в городе Новосибирске в 2003 - 2006 годах" и аудит эффективности деятельности управления физической культуры и спорта мэрии города Новосибирска за 2006 год.

Проверки проведены в управлении физической культуры и спорта мэрии, Главном управлении образования мэрии, комитете по делам молодежи мэрии города Новосибирска и в 9-ти подведомственных им учреждениях.

В связи с тем, что в бюджете города ГЦП не имеют уникального кода целевой статьи, финансирование расходов на выполнение мероприятий целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в городе Новосибирске в 2003 - 2006 годах" производилось в рамках финансирования на текущее содержание учреждений. Данным фактом обусловлены расхождения как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения между данными отчетности по финансовому обеспечению как мероприятий, так и ГЦП в целом и данными бюджетного учета учреждений всего на общую сумму 805,8 тыс. рублей, в частности в МУ ДО "Спортивный город", МСУ ДО "СДЮШОР по сноуборду", МУ ДОД "СДЮШОР по дзюдо", МУ ДОД "СДЮШОР по водным видам спорта", МУ ДОД "ДЮСШ по фигурному катанию".

Итоги аудита эффективности расходования средств, направленных на реализацию ГЦП "Развитие физической культуры и спорта в городе Новосибирске в 2003 - 2006 годах", показали, что не всегда вложение средств в реализацию программных мероприятий влечет за собой достижение требуемого результата. Так, исполнение целевой программы в целом, по сравнению с паспортными данными, перевыполнено на 80848,0 тыс. рублей. Однако недостаточное финансирование на начальном этапе (в 2003 - 2004 годы финансирование осуществлялось по "остаточному принципу") привело к "перекосам" и, косвенно, явилось причиной большей затратности мероприятий Программы, реализуемых на завершающем этапе. Например, финансирование на запланированное строительство 25 простейших спортивных площадок в районах города поступило в полном объеме, но лишь в 2006 году. В результате в пределах полученных сумм построено лишь 10 объектов.

Управлению физической культуры и спорта подчинен отдел технического надзора, но до 2008 года в его штате не было сметчика, чем обусловлены выявленные при проверке нарушения, связанные с капитальным и текущим ремонтами. Так, например, в МУ ДОД "СДЮШОР по восточным единоборствам" установлены факты завышения стоимости фактически выполненных работ в сумме 251,6 тыс. рублей и отсутствие исполнительной документации на объектах ремонта, в МП "Спортстройинвест" - в сумме 136,5 тыс. рублей. В результате отсутствия должного контроля со стороны управления физкультуры и спорта мэрии МУ ДОД "СДЮШОР по восточным единоборствам" допущено непредусмотренное авансирование текущего ремонта в сумме 477,0 тыс. рублей.

По результатам проверки подрядчики (ООО "РСУ 1С", ООО СК "НМУ-3" и ООО "Промстек") гарантировали выполнение дополнительного объема работ либо погашение задолженности, образовавшейся вследствие переплаты по всем объектам на общую сумму 355,2 тыс. рублей.

Основная деятельность управления физической культуры и спорта мэрии города Новосибирска в проверяемом периоде была направлена на реализацию Программы "Развитие физической культуры и спорта в городе Новосибирске в 2003 - 2006 годах".

В процессе аудита эффективности деятельности управления физической культуры и спорта мэрии города Новосибирска за 2006 год установлено, что количество спортивных сооружений в городе Новосибирске, по сравнению с 2002 годом, увеличилось в общем объеме по всем показателям (кроме лыжных баз) на 234 объекта. Более чем в 1,5 раза выросло количество спортивных мероприятий. Увеличилось число спортсменов-разрядников и ведущих спортсменов в командах Российской Федерации. Единственный показатель, по которому отмечено уменьшение, - количество команд по игровым видам спорта (с 9 команд до 8), что обусловлено более рациональным использованием человеческих и материальных ресурсов, а именно: из 2-х футбольных команд - "Олимпик" и "Чкаловец 1936" - ликвидирована команда "Олимпик", "Чкаловец 1936" переименован в ФК "Сибирь", результатом чего явилось высокое 3-е место в турнирной таблице первого дивизиона первенства России по футболу сезона 2006/2007. Достижение поставленных задач с учетом рационального и экономного распоряжения материальными ресурсами, положительная динамика численности детей и подростков, занятых в спортивных мероприятиях, интенсивное развитие инфраструктуры детского отдыха в летний период позволили Палате сделать вывод об эффективной работе управления физической культуры и спорта.

Для анализа работы системы образования в новых условиях, рациональности структуры образовательных учреждений и системы управления в сфере образования г. Новосибирска продолжена работа по проведению контрольных мероприятий в отрасли "Образование".

В соответствии с Планом контрольных и экспертно-аналитических мероприятий были проведены три проверки с охватом 39 объектов.

Проверкой эффективности и целевого использования средств бюджета города муниципальными образовательными учреждениями в 2006 году в части использования ими бюджетных средств, выделенных в рамках городских целевых программ, правомерности оказания платных услуг, соблюдения законодательства при закупках товаров, работ и услуг были охвачены 7 образовательных учреждений (ГЦИ "Эгида", лицей N 22 "Надежда Сибири", ДД и ЮТ "Октябрьский", ЦРТ Д и Ю Заельцовского района, гимназия N 1, лицей N 9, Экономический лицей).

По результатам проверки сделан вывод, что в проверенных учреждениях общая сумма финансовых нарушений составила 334,1 тыс. рублей, в том числе неэффективно использованы денежные средства в сумме 132,0 тыс. рублей.

Проверкой установлено, что в проверяемом периоде муниципальные образовательные учреждения не руководствовались при реализации ГЦП принципом экономного и эффективного использования бюджетных средств.

Через муниципальные образовательные учреждения в 2006 году реализовывалось 6 городских целевых программ. Бюджетное финансирование и учет расходов на мероприятия по всем городским целевым программам производились в рамках текущего финансирования. Отсутствие уникального кода целевой статьи бюджетной классификации по ГЦП, как неоднократно отмечалось Палатой, не позволяло выделить объем финансирования для реализации программных мероприятий по каждому образовательному учреждению. Кроме того, отсутствие в образовательных учреждениях сметы расходов на программные мероприятия с их четким обоснованием (с расчетными выкладками, пояснениями, ссылками на нормативные документы) и раздельного бухгалтерского учета по расходованию денежных средств, поступивших в рамках городских целевых программ, не обеспечило транспорентность использования средств бюджета города. Как следствие, управление образования мэрии не владеет четкой информацией о фактическом использовании образовательными учреждениями средств бюджета города, предоставленных на реализацию программных мероприятий.

Невыполнение при разработке и утверждении ГЦП требований Положения о прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития города Новосибирска, на что Палата также неоднократно обращала внимание, не позволило в полном объеме оценить эффективность и целевое использование средств бюджета города, предоставленных муниципальным учреждениям образования на реализацию городских целевых программ. Наименования программных мероприятий зачастую носят обобщающий характер, без отражения количественных показателей, без других критериев оценки. В частности, не конкретизированы мероприятия Программы "Молодежь Новосибирска" по "оказанию содействия в организации поисковых экспедиций", "проведению учебных военных сборов", "организации шефства учащейся молодежи", Программ "По улучшению экологического состояния г. Новосибирска", "Молодежь Новосибирска", "Дети и город" по "укреплению материально-технической базы школьных музеев, мастерских, кабинетов экологии" и т.д.

Планирование объема денежных средств для реализации мероприятий в рамках ГЦП производилось специалистами управления, курирующими их выполнение, без проведения глубокого анализа реальной необходимости в финансовых средствах муниципальных образовательных учреждений, без учета разнообразия их деятельности и фактического состояния материально-технической базы. Например, финансирование в соответствии с Приказом управления образования мэрии "О финансировании музеев образовательных учреждений" в рамках Программы "Дети и город" в размере 5,0 тыс. рублей получили 68 образовательных учреждений, а в рамках Программы "Молодежь Новосибирска" в размере 10,0 тыс. рублей - 54 образовательных учреждения.

Проверкой установлена неправомерность распределения Главным управлением образования мэрии г. Новосибирска средств, выделенных из бюджета города в сумме 99,9 тыс. рублей для введения муниципальных надбавок в школах к заработной плате преподавателей по ОБЖ, предусмотренных Программой "Общественная безопасность в г. Новосибирске на 2005 - 2007 годы". Указанные средства направлены на единовременное поощрение педагогических работников, не предусмотренное данной Программой.

Контрольными мероприятиями установлены многочисленные факты нарушения проверяемыми учреждениями требований трудового законодательства РФ, Федерального закона "О бухгалтерском учете".

В нарушение действующего законодательства РФ МОУ ДОД ДД и ЮТ "Октябрьский" осуществляло свою деятельность без лицензии на право осуществлять образовательную деятельность. В нарушение требований муниципальных правовых актов арендатором (МОУ ДОД ДД и ЮТ "Октябрьский") не соблюдались условия договора аренды безвозмездного пользования с МУ "Дирекция заказчика Октябрьского района" (без согласования с арендодателем произведена перепланировка помещений, переданных учреждению по данному договору, часть помещений передана в пользование третьим лицам (Благотворительному общественному фонду "Вместе" и частному предпринимателю Дудко С.Г.)).

При проверке правомерности оказания платных услуг муниципальными образовательными учреждениями установлено, что в нарушение бюджетного законодательства доходы от оказания платных услуг в сумме 126,0 тыс. рублей не учитывались в смете доходов и расходов и не отражались в бюджете города. Данные денежные средства направлены в Фонд поддержки и развития МОУ Экономический лицей в качестве пожертвования.

В МОУ СОО "Экономический лицей", ГЦИ "Эгида" на оплату труда работников образовательных учреждений, непосредственно занятых оказанием платных услуг, необоснованно произведены расходы в общей сумме 96,8 тыс. рублей, так как было допущено превышение допустимого размера (65,0% от суммы полученного дохода), установленного Постановлением мэрии "О системе оплаты труда работников муниципальных учреждений бюджетной сферы".

Общая сумма финансовых нарушений, выявленных при проверке финансово-хозяйственной деятельности муниципального учреждения "Хозяйственно-эксплуатационный отдел" управления образованием администрации Кировского района города Новосибирска за 2006 год, составила 1013,7 тыс. рублей. Причинами указанных нарушений явились, в частности, нарушения действующего трудового законодательства, например отсутствие аттестации работников, тарификации работ, отсутствие обоснованности соответствующими расчетами с учетом специфики основной деятельности учреждения и объема выполняемых работ количества штатных единиц в штатном расписании, введение в штатное расписание 2006 года рабочих профессий, наименования которых не соответствуют тарифно-квалификационным характеристикам по общеотраслевым профессиям рабочих, что в целом повлекло необоснованное использование бюджетных средств на оплату труда работников в сумме 65,1 тыс. рублей.

Проверкой установлены многочисленные факты нарушения Федерального закона "О бухгалтерском учете", в частности несоответствие данных первичных учетных документов данным аналитического и синтетического учета по движению денежных средств на лицевом счете, отсутствие документов, служащих основанием для записи хозяйственной операции в регистрах бюджетного учета по расчетам с подотчетными лицами, и т.д. Как следствие, в регистрах бухгалтерского учета МОУ СОШ N 108 не была отражена дебиторская задолженность на сумму 130,1 тыс. рублей при передаче строительных материалов подрядчику ООО "Грановит".

В результате несоблюдения действующего законодательства и муниципальных правовых актов фонд оплаты труда учреждения в 2006 году необоснованно завышен на 156,4 тыс. рублей, бюджетные ассигнования, выделенные учреждению на заработную плату, превышают расчетную потребность в фонде оплаты труда учреждения за 2006 год на 43,1 тыс. рублей, завышена стоимость работ по капитальному ремонту и текущему ремонту на 352,2 тыс. рублей.

Учреждением не приняты все меры по обеспечению требуемой в законодательном порядке сохранности денежных средств, например, в учреждении отсутствует специально оборудованное помещение для ведения кассовых операций, вкладные листы кассовой книги за 2006 год не подписаны кассиром, не сброшюрованы в хронологическом порядке в кассовую книгу; не производились внезапные ревизии кассы.

В ходе проверки выявлены факты нарушения "Положения о порядке предоставления в аренду и субаренду нежилых помещений, зданий, сооружений, относящихся к муниципальной собственности": без согласования с департаментом земельных и имущественных отношений произведена перепланировка помещений учреждения, арендуемых ООО "ВИЛСАН", арендаторы не компенсировали учреждению затраты по уплате платежей за землю соразмерно арендуемой доле строения на сумму 347,4 тыс. рублей, арендатором ЗАО "СКИМС" в 2006 году не возмещены Учреждению расходы по оплате коммунальных услуг на сумму 114,0 тыс. рублей. Кроме того, в бюджет города недополучено 269,3 тыс. рублей вследствие использования управлением образования администрации Кировского района и муниципальным учреждением "Ресурсный центр" имущества учреждения для осуществления своей деятельности без документального оформления.

Учреждение не выполнило также своих обязательств, направленных на обеспечение сохранности муниципального имущества, принадлежащего ему на праве оперативного управления, необоснованно занизив число штатных единиц по профессии "сторож": имущество МУ "ХЭО" систематически в выходные дни по 11 - 12 часов не охранялось (сторож в сутки отрабатывал по 12, 13 часов, следовало - 24).

В рамках проверки эффективности и рациональности структуры образовательных учреждений и системы управления в сфере образования г. Новосибирска за 2006 год контрольные мероприятия проведены: в Главном управлении образования мэрии города Новосибирска, в управлениях и отделах образования администраций Ленинского, Железнодорожного, Дзержинского, Центрального, Первомайского районов, в муниципальном учреждении дополнительного образования взрослых "Городской Центр развития образования", в МУ "Городской ресурсный финансово-экономический центр" Главного управления образования мэрии, в МУ "Отдел технического надзора и развития материально-технической базы образовательных учреждений" мэрии, МУ "Хозяйственно-эксплуатационная служба" отдела образования администраций Калининского и Кировского районов г. Новосибирска, в муниципальных общеобразовательных учреждения NN 69, 72, 66, 84, 96, 178 города Новосибирска, в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа N 2"; в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях NN 66, 196, 223.

Анализ положений, определяющих задачи и направления деятельности структурных подразделений, выявил дублирование функций, закрепленных за Главным управлением образования мэрии и управлениями (отделами) образования администраций районов города. Служащие-экономисты управлений (отделов) образования администраций районов дублируют функции и задачи, закрепленные за МУ "Городской ресурсный финансово-экономический Центр Главного управления образования мэрии". Муниципальные учреждения "Хозяйственно-эксплуатационная служба" управлений (отделов) образования администраций районов г. Новосибирска дублируют функции и задачи МУ "Отдел технического и развития материально-технической базы образовательных учреждений".

Документы по разграничению полномочий органов местного самоуправления в области образования между Главным управлением образования мэрии и управлениями (отделами) образования администраций районов города на момент проверки не разработаны.

Проверкой установлено, что по состоянию на 01.01.2007 и 01.10.2007 в Главном управлении образования мэрии допущено превышение норматива высших и главных должностей муниципальной службы, утвержденного Законом Новосибирской области "О Реестре муниципальных должностей в Новосибирской области", что привело к необоснованным расходам бюджетных средств в 2006 году в сумме 1043,7 тыс. рублей, за 9 месяцев 2007 года в сумме 923,9 тыс. рублей.

Контрольными мероприятиями установлено, что при растущей недостаточности мест в детских дошкольных образовательных учреждениях (за 2007 год очередь на получение мест в ДОУ выросла на 132,8% (2942 человека) уставом дошкольных образовательных учреждений разрешено сохранение за воспитанником места в дошкольном учреждении в случае его отсутствия без уважительных причин сроком 75 дней, то есть превышающем продолжительность очередного отпуска родителей.

При нехватке мест в детских садах продолжается практика сдачи площадей детских дошкольных учреждений в аренду. Так, в течение пяти лет в детском дошкольном образовательном учреждении N 196, расположенном на территории микрорайона "Затон", находится филиал муниципального учреждения культуры Централизованной библиотечной системы им. Бажова Ленинского района. Детский сад рассчитан на 280 койко-мест, в связи с передачей площадей библиотеке (282,8 кв. м) осталось 230 койко-мест, в то время как по состоянию на 18.12.2007 в управлении образования Ленинского района очередь на получение места в детском дошкольном учреждении N 196 составляла 98 человек, в основном в возрасте до 3-х лет.

По результатам проверки Палатой предложен ряд мероприятий, позволяющих более эффективно использовать трудовые ресурсы и бюджетные средства муниципального образования, в частности перераспределить функциональные обязанности либо переподчинить Главному управлением образования отделы (управления) образования администраций районов; муниципальные учреждения "Хозяйственно-эксплуатационная служба" отделов (управлений) образования администраций районов г. Новосибирска ввести в структуру МУ "Отдел технического и развития материально-технической базы образовательных учреждений"; вакансии МУ "Городской ресурсный финансово-экономический центр" укомплектовать за счет экономистов и программистов отделов (управлений) образований администраций районов, при этом сократить ставки экономистов и программистов в отделах (управлениях) образования администраций районов г. Новосибирска.

Аудит эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий города Новосибирска проводился на 24 объектах.

Анализ социальной и экономической эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий (далее по тексту - МУП), оказывающих услуги в сфере торговли, культуры, транспорта, ЖКХ, бытового обслуживания, выявил отсутствие в органах исполнительной власти города Новосибирска глубокого анализа результатов финансовой деятельности МУПов, а также ухудшение финансово-экономических показателей отдельных предприятий, практику сдачи площадей в долгосрочную неэффективную аренду на цели, не связанные с уставной деятельностью предприятия.

Установлено, что деятельность МУПов, оказывающих услуги по регулируемым тарифам и расценкам, в ряде случаев регламентирована правовыми документами, не позволяющими обеспечить надлежащую эксплуатацию, сохранность и восстановление вверенного им в хозяйственное ведение муниципального имущества. Например, существующая методика расчета арендной платы на муниципальные объекты сетевого хозяйства ограничивает процент амортизационных отчислений (2,05%), включаемый в арендную плату, что не соответствует динамике роста восстановительной стоимости муниципального имущества и не покрывает в полной мере расходов на его надлежащее содержание (МУП "Энергия", МУП "Электросеть").

Являясь коммерческими организациями, МУПы имеют право выполнять только те виды деятельности, которые закреплены в его уставе, чаще всего эта форма организации используется именно для решения социальных задач или в отраслях, отвечающих за жизнеобеспечение и санитарное состояние города (МУП "Горводоканал", МУП "Спецавтохозяйство"). Консервативность менеджмента, большие затраты на оплату труда АУП, причем очень часто средняя заработная плата в убыточных МУПах выше, чем в работающих рентабельно (так, согласно отчетным данным в убыточном МУП "Электросеть" за 2006 год средняя заработная плата составила 22,8 тыс. руб., в то время как в МУП "Горводоканал" менее 15,0 тыс. руб.), раздутый управленческий аппарат, отсутствие перспективных планов развития приводят к тому, что вместо определенных действующим законодательством отчислений от части прибыли муниципальному бюджету приходится самому поддерживать эти предприятия различными способами, от бюджетных кредитов до целевых поступлений.

Вновь созданные МУПы в сферах экономики, связанных с новыми технологиями ресурсосбережения (МУП "ТЭРС") или инвестиционной деятельностью (МУП "Муниципальная строительная компания"), которые на сегодняшний день хоть и выполняют весьма необходимые функции, также не смогли организовать безубыточную деятельность.

Одним из общих недостатков в финансово-хозяйственной деятельности МУПов является высокая дебиторская задолженность потребителей продукции, работ или услуг. Нередко такая задолженность превращается в фактически безнадежную к взысканию по причине того, что МУПы своевременно не проводят претензионную и судебную работу по взысканию долга (истекает срок исковой давности), при заключении договоров не выясняют платежеспособность заказчика, заключают договоры с нарушением требований гражданского законодательства, что порой делает невозможным взыскание долга в судебном порядке и отрицательно влияет на показатели финансовой деятельности предприятий.

Результаты анализа деятельности МУП позволили Палате сделать вывод о необходимости реорганизации части МУПов. В одном случае, для снижения управленческих расходов, реорганизация должна происходить путем слияния предприятий аналогичных видов деятельности. В случае необходимости субсидирования предприятий из бюджета реорганизацию проводить в виде перевода их в другую организационно-правовую форму (муниципальное казенное предприятие, муниципальное учреждение), что позволит более тщательно контролировать их расходы.

В тех отраслях, где убытки и низкая рентабельность деятельности МУПов объяснимы социальной значимостью (банные хозяйства, пассажирские перевозки, киноконцертная деятельность, гостиничный комплекс, ПКиО), для оказания достойной конкуренции частным структурам за счет снижения издержек производства возможна реорганизация отдельных МУП в виде акционирования с привлечением частных инвестиций с блокирующим пакетом акций у муниципалитета.

Кроме того, для мониторинга состояния дел в муниципальном секторе экономики города возможен вариант создания отдела (на базе одного из отраслевых департаментов мэрии) либо введения должности специалиста, занимающегося во взаимодействии с отраслевыми департаментами анализом и выработкой механизмов по финансовому оздоровлению МУПов, оказывающих социально значимые услуги населению города.

В ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности за 2006 год МУП "Комитет Новосибгорресурс" проведена оценка эффективности деятельности предприятия. Анализ данных бухгалтерской отчетности за 2005 - 2006 годы позволил сделать вывод о финансовой неустойчивости предприятия. Из-за низкой обеспеченности собственными оборотными средствами и большого объема дебиторской задолженности (по состоянию на 01.01.2006 - 70309,5 тыс. рублей), из которой 97,5% - просроченная, предприятие находится в финансовой зависимости перед поставщиками горюче-смазочных материалов (57783,7 тыс. рублей) и кредитными организациями (30000,0 тыс. рублей). Значительная часть задолженности возникла у предприятия в период 1999 - 2005 годов вследствие недостаточного бюджетного финансирования и роста цен на основные товарно-материальные ценности, поставляемые предприятием.

Кроме того, при проверке выявлено неэффективное использование бюджетных средств, чему способствовало несоблюдение финансовой дисциплины УФ и НП мэрии. Без утверждения лимитов городским Советом УФ и НП мэрии в декабре 2005 года с условием возврата до 01.04.2006 предоставлена МУП "Комитет Новосибгорресурс" бюджетная ссуда в размере 28 млн. рублей. В бухгалтерском учете взаиморасчеты предприятия с УФ и НП мэрии г. Новосибирска по бюджетной ссуде не отражены. Меры по возврату в бюджет города остатка задолженности в сумме 17 млн. рублей на момент проверки (август 2007 года) не приняты. Задолженность МУП "Комитет Новосибгорресурс" по состоянию на 01.09.2007 по бюджетной ссуде с учетом процентов и штрафных санкций составляла 34840,2 тыс. рублей, в т.ч. по процентам и штрафным санкциям - 17840,2 тыс. рублей.

Проверить целевое и эффективное использование средств, выделенных ТОС "Никитинский" в 2006 году, созданного по инициативе граждан Октябрьского района, не представилось возможным, так как в администрации Октябрьского района, через которую осуществлялось финансирование всех ТОС района, бухгалтерский учет затрат, производимых каждым из ТОС, не велся.

Проверкой обоснованности расходов, произведенных ТОС "Никитинский", исходя из анализа структуры расходов на все организации территориальных общественных самоуправлений, установлено, что в ряде случаев списание бюджетных средств, использованных на приобретение материальных ценностей и ремонт помещения Совета ТОС, производилось необоснованно. В частности, отсутствовали документы, подтверждающие количественный расход и целевое использование списываемых материальных ценностей (канцтоваров, спортивных наград, фотоальбомов и т.п.), оправдательные документы, приложенные к актам на списание, имели расхождения с данными, указанными в актах, и т.д.

Проверкой установлено также, что фактически использованная Советом ТОС "Никитинский" сумма бюджетных средств не соответствовала утвержденной смете затрат.

По информации заместителя главы администрации Октябрьского района города, учитывая замечания Палаты, для обеспечения "прозрачности" использования средств бюджета города, в соответствии с требованиями инструкций по бухгалтерскому учету, с 01.01.2007 ведется учет затрат на проведение мероприятий каждым ТОС.

При проверке финансово-хозяйственной деятельности учреждений, подведомственных Главному управлению благоустройства и озеленения мэрии (ГУБО), выявлено, что проверяемые учреждения работают без утвержденной руководителем ГУБО сметы доходов и расходов в разрезе экономических статей бюджетной классификации расходов.

Проведенными проверками в МУ "Гормост" и МУ "ДЭУ N 1" выявлены идентичные нарушения действующего законодательства и иных нормативных правовых документов по оплате труда. В частности, в штатных расписаниях МУ "ДЭУ N 1" и МУ "Гормост" отдельным сотрудникам установлены тарифные ставки и должностные оклады, не соответствующие приказам ДТ и ДБК, что привело к необоснованному начислению заработной платы. Кроме того, установлено невыполнение требований части 2 статьи 144 Трудового кодекса РФ, согласно которой порядок и условия применения стимулирующих выплат в организациях, финансируемых из местного бюджета, устанавливаются правовыми актами органов местного самоуправления. На момент проверки муниципальные нормативные правовые акты, регламентирующие дифференциацию стажа и размера надбавок за выслугу лет работников муниципальных учреждений, функции по управлению которыми возложены на ГУБО, отсутствовали, а показатели, утвержденные начальником ГУБО в "Положении о порядке назначения ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет по муниципальным учреждениям ГУБО", не соответствовали требованиям действующего законодательства. В результате за 10 месяцев 2006 года надбавка за выслугу лет неправомерно выплачена сотрудникам ДЭУ N 1 в размере 2094,0 тыс. рублей, а работникам МУ "Гормост" - в размере 150,5 тыс. рублей.

В результате проверки финансово-хозяйственной деятельности за 2006 год МУ "Гормост" установлена недостоверность бухгалтерской отчетности учреждения по состоянию на 01.01.2007: не отражена дебиторская (214,4 тыс. рублей) и кредиторская (11,9 тыс. рублей) задолженность, неверно отражены остатки задолженности по расчетам по выданным авансам на приобретение материальных запасов и за прочие услуги.

Кроме того, дебиторская задолженность, образовавшаяся до 2005 года, не подтверждена актами сверок. При инвентаризации основных средств и материальных запасов, проводимой при участии сотрудников Палаты, выявлены излишки и недостача материальных запасов, а также излишки нефинансовых активов, в том числе не имеющие оценочной стоимости.

Проведенной проверкой установлено также, что учреждением допускалось неэффективное использование бюджетных средств - поставщикам услуг и товаров произведена предоплата, не предусмотренная условиями договоров, в сумме 235,3 тыс. рублей, а приобретенный учреждением и оплаченный в размере 1180,0 тыс. рублей в декабре 2006 года комплект оборудования для очистки ливневой канализации фактически длительное время находился у поставщика - Института горного дела СО РАН и по назначению на момент проверки не эксплуатировался.

При анализе источников доходов учреждения установлено, что во исполнение Приказа ГУБО от 06.07.2005 N 177 "О возложении обязанностей по оформлению документов на МУ "Гормост" учреждением в 2006 году выполнялись функции, не соответствующие уставным видам и целям деятельности, - оформление документов на снос зеленых насаждений, на провоз крупногабаритных или тяжеловесных грузов по сети автомобильных дорог г. Новосибирска и выдачу технических условий на благоустройство и озеленение.

При заключении договоров на обслуживание ливневой канализации МУ "Гормост" применялись понижающие коэффициенты, не предусмотренные Распоряжением мэра "Об утверждении стоимости услуг, оказываемых муниципальными предприятиями и учреждениями" и иными правовыми актами, а также в процессе работы не использовалось право требования уплаты неустойки за нарушение подрядчиками сроков исполнения обязательств, вследствие чего в бюджет города в 2006 году не поступили средства на общую сумму 863,3 тыс. рублей. Кроме того, в указанном Распоряжении мэра, действующем в проверяемом периоде, услуга по обслуживанию канализации не предусмотрена, то есть применяемая по договорам на 2006 год стоимость обслуживания 1 погонного метра канализации в размере 34,88 рубля не имела правового закрепления.

В МУ "Гормост" установлены нарушения требований Трудового кодекса РФ и законодательства, регламентирующих организацию и оплату труда работников, в частности не соблюдалось ограничение сверхурочных работ четырьмя часами в течение двух дней подряд и 120 часами в год и необходимости предоставления еженедельного непрерывного отдыха не менее 42 часов. Выявлены распространенные случаи привлечения водителей к работе по 11 - 13 дней подряд с полной отработкой 8-часовой рабочей смены. При исчислении среднего заработка допускался неправильный расчет количества календарных дней в не полностью отработанных месяцах, в результате чего работникам не доначислялась компенсация за неиспользованный отпуск.

Учреждением не приняты все меры по обеспечению требуемой в законодательном порядке сохранности денежных средств: помещение кассы МУ "Гормост" не оборудовано охранной сигнализацией, отсутствует кнопка тревожной сигнализации, не проводилась внезапная ревизия кассы.

С учетом результатов указанных контрольных мероприятий принято Распоряжение мэра от 30 ноября 2007 года N 13008-р "Об утверждении стоимости услуг, оказываемых муниципальными предприятиями и учреждениями", которым утверждена нормативная стоимость обслуживания МУ "Гормост" 1 пог. м ливневой канализации на прием поверхностных и промышленных сточных вод с территории предприятий в городскую канализацию и введен коэффициент, учитывающий сезонность оказываемых услуг. МУ "Гормост" осуществляет только те функции, которые предусмотрены учредительными документами. В смету расходов на 2008 год запланированы расходы на проектирование с последующей реализацией проекта расходов по оборудованию помещения кассы.

Проверкой финансово-хозяйственной деятельности за 2006 год в МУ "Дорожно-эксплуатационное учреждения N 1" (далее по тексту - ДЭУ N 1) установлено, что планируемые расходы на 2006 - 2007 годы, а следовательно, и бюджетное финансирование учреждения на изготовление песко-соляной смеси в объеме 98792,0 т завышены на сумму 851,5 тыс. рублей, так как в согласованной ГУБО и утвержденной ДЭУ N 1 планово-расчетной цене 1 тонны песко-соляной смеси на 2006 - 2007 годы (бюджет) завышена себестоимость ее изготовления на 8,62 рубля.

Учреждением не составлялись акты о выявленных несоответствиях в объемах поступивших нефтепродуктов по данным поставщиков и расчетов самого учреждения, сделанного с учетом плотности топлива в зависимости от сезонности его поставки и использования для нужд города, что не обеспечивало необходимый контроль за его остатками. В результате инвентаризации топлива в топливохранилищах МУ "ДЭУ N 1" с участием представителей Палаты установлены излишки бензина А-80 и недостача дизельного топлива. По результатам проверки недостача дизельного топлива удержана из заработной платы материально ответственного лица.

Проверкой установлено, что реконструкция закрытой стоянки для машин с производственно-бытовыми помещениями осуществлялась без проектно-сметной документации. При визуальном осмотре установлено, что фактически выполненные объемы работ не соответствуют объемам, указанным в актах выполненных работ, что привело к завышению стоимости сметной стоимости выполненных работ на общую сумму 273,0 тыс. рублей. В ходе проверки учреждением заключено дополнительное соглашение с подрядчиком о выполнении объемов работ на сумму завышенной стоимости, исполнение которых в дальнейшем подтверждено актами выполненных работ.

Установленная при проверке сумма завышения стоимости объемов выполненных подрядчиком работ по ремонту административных помещений МУ "ДЭУ N 1" возвращена на лицевой счет учреждения.

При проверке выделенного финансирования и его использования учреждением установлены нарушения бюджетного законодательства, допущенные руководством ДТ и ДБК и ГУБО. С разрешения ДТ и ДБК остаток денежных средств по статье "Увеличение стоимости основных средств" в сумме 100,0 тыс. рублей использован учреждением на оплату единого социального налога за ноябрь 2006 года без внесения изменения в бюджетную роспись ДЭУ N 1, а бюджетные ассигнования на приобретение песко-соляной смеси перераспределены между администрациями районов города без внесения изменений в бюджет города.

По результатам проверки в бюджетную роспись МУ "ДЭУ N 1" внесены изменения.

В направлении деятельности Палаты по анализу эффективности управления и распоряжения муниципальной собственностью города, хода реформирования жилищно-коммунального хозяйства проведены проверки рациональности распоряжения движимым и недвижимым муниципальным имуществом в жилищно-коммунальном секторе экономики города за 2006 год и текущий период 2007 года в Дзержинском и Кировском районах.

Проверкой установлено, что на баланс МУ "Дирекция заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Дзержинского района" приняты основные средства не по балансовой стоимости, а по остаточной, вследствие чего валюта баланса учреждения, а следовательно, и информация для собственника о стоимости принадлежащих ему активов занижена на 623,5 тыс. рублей. Указанное нарушение повлекло, в свою очередь, необоснованное списание основных средств на общую сумму 242,5 тыс. рублей.

Без разрешения департамента земельных и имущественных отношений, с нарушением требований "Инструкции по списанию муниципального имущества" МУ "Дирекция заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Дзержинского района" переданы ЗАО "Управляющая компания "СПАС-ДОМ" оборотные средства, а МУ "Дирекция единого заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Кировского района" списана мотопомпа МП-600.

Проверками установлено, что в проверяемых учреждениях часть нежилых помещений занимали общества с ограниченной ответственностью, которые осуществляли выполнение услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и санитарному содержанию жилищного фонда и придомовых территорий безвозмездно, без оформления арендных отношений и согласования с отраслевыми департаментами, в администрациях районов и, соответственно, без возмещения расходов на коммунальные услуги и иные затраты по содержанию помещений. В результате в бюджет города недополучено доходов в сумме 2124,9 тыс. рублей.

Кроме того, в ходе инвентаризации имущества, находящегося в учреждении на праве оперативного управления, проведенной с участием Палаты, установлено, что на территории ремонтно-строительного цеха, кроме зданий, переданных в оперативное управление, находится холодный склад площадью 410 кв. м, балансовой стоимостью 470,0 тыс. рублей.

По результатам проверок решениями постоянных комиссий Совета депутатов города по бюджету и налоговой политике и по городскому хозяйству вопросы о достоверности учета муниципального имущества и эффективному распоряжению им переданы на рассмотрение и принятие решений отраслевым департаментам и администрациям районов с повторным заслушиванием на бюджетной комиссии по бюджету и налоговой политике в марте 2008 года.

В ряде случаев арендные отношения оформлялись несвоевременно. Так, вследствие несвоевременного заключения договоров с ООО "Управляющей жилищной компанией" (лишь в июне 2007 года, а не с 01.01.07) в бюджет города недополучено арендной платы за 5 месяцев 2007 года в сумме 288,7 тыс. рублей.

При проверке управления имуществом как в МУ "Управление жилищного хозяйства N 2 администрации Дзержинского района", так и в МУ "Дирекция единого заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Кировского района" установлены случаи передачи во временное пользование сторонним организациям транспорта и спецтехники, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, по ценам ниже утвержденных директором учреждения, которые, в свою очередь, не были согласованы в планово-экономическом управлении мэрии города Новосибирска. Вследствие указанных нарушений учреждениями недополучен в 2006 году доход на общую сумму 372,2 тыс. рублей. Кроме того, по состоянию на 01.07.2007 задолженность организаций за пользование автотранспортом МУ "Управление жилищного хозяйства N 2 администрации Дзержинского района" по сравнению с показателями на начало года увеличилась на 469,0 тыс. рублей, или на 135,9%, и составила 814,0 тыс. рублей. Меры по взысканию дебиторской задолженности учреждением не принимались.

Проверка расходования средств бюджета города на официальное опубликование нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления, за 2006 год.

Проведенной проверкой в управлении по взаимодействию со средствами массовой информации - пресс-центре мэрии установлено, что в 2006 году допускалось нарушение Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", запрещающего путем запроса котировок размещение заказа на выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем 250,0 тыс. рублей, подлежащую уплате в течение квартала. Как установлено проверкой, размещение заказа на выполнение работ по печати и доставке Бюллетеня органов городского самоуправления с нарушением указанного требования осуществлялось практически ежемесячно, а то и дважды, трижды в месяц.

Объектами проверки целевого использования средств, выделенных в 2006 году на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, на гражданскую оборону, стали администрации районов города, Дирекции заказчиков, МУ "Комплексные центры социального обслуживания населения", МУ "УКС города Новосибирска", МУ "Горзеленхоз", МП "Горэлектросвязь", ОГУ "Аварийно-спасательная служба Новосибирской области", ГУ "Новосибирский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с функциями регионального специализированного метеорологического центра Всемирной службы погоды".

По результатам проверки сумма финансовых нарушений составила 5064,4 тыс. рублей, из них нецелевое расходование бюджетных средств - 170,4 тыс. руб., неправомерное - 4860,1 тыс. рублей.

Использованными не по целевому назначению в сумме 170,4 тыс. рублей были признаны бюджетные средства, выделенные руководителями муниципальных учреждений Дирекций заказчиков районов города на премирование работников жилищных организаций, участвовавших в ликвидации последствий аварий, в размере были признаны средства, так как по законодательству оплата труда, в том числе и стимулирующие выплаты, не предусмотрены в числе средств, выделяемых по коду бюджетной классификации на ликвидацию аварий.

Неправомерное расходование бюджетных средств в размере 4860,1 тыс. рублей допущено, в частности, на финансирование объектов государственной собственности: 900,0 тыс. рублей - на обследование конструкции здания цирка, 3648,7 тыс. рублей - на ОГУ "Аварийно-спасательная служба Новосибирской области".

Кроме того, договор на оказание услуг с ОГУ "Аварийно-спасательная служба Новосибирской области" заключен без проведения конкурсной процедуры. В нарушение требований законодательства о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд без проведения конкурсной процедуры на поставку автоматизированного комплекса оповещения сотрудников мэрии и программного обеспечения заключен договор МП "Горэлектросвязь" и ЗАО "Инфлекс", вообще без заключения договора оплачивались услуги государственного учреждения "Новосибирский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с функциями регионального специализированного метеорологического центра Всемирной службы погоды".

В отдельных случаях в нарушение требований законодательства по бухгалтерскому учету выполненные работы, а следовательно, обоснование списания материалов не подтверждены первичными учетными документами - сметами расходов, актами выполненных работ, в частности в Дирекции заказчика по ЖКХ Советского района - на 228,1 тыс. рублей.

Необоснованное расходование бюджетных средств установлено при проверке администрации Ленинского района города - указанная сумма в виде материальной помощи, в нарушение требований Распоряжения мэра "Об оказании адресной социальной помощи гражданам, пострадавшим в результате пожара", выплачена по ее ходатайству лицам, не зарегистрированным в домах, пострадавших от пожаров.

При аудите эффективности деятельности структурного подразделения мэрии - комитета по жилищным вопросам установлены нарушения нормативных документов, регулирующих процесс распределения муниципального жилья, исполнения программы переселения граждан из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда, отсутствие полной и достоверной информации о муниципальном жилищном фонде и аналитического учета движения жилой площади в электронном виде и на бумажном носителе. По предложению Палаты начата работа по формированию единого Реестра муниципального жилищного фонда, а также по созданию единой информационной базы учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В целях подтверждения обоснованности затрат в тарифах на услуги по водоснабжению и водоотведению, на услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов проводились проверки финансово-хозяйственной деятельности за период с 01.01.2006 по 31.12.2006 муниципального унитарного предприятия г. Новосибирска "Горводоканал" и муниципального унитарного предприятия г. Новосибирска "Спецавтохозяйство".

По результатам проведенной проверки МУП "Горводоканал" Палата подтвердила результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия в 2006 году. Установленное Палатой завышение стоимости фактически выполненных строительно-монтажных работ на сумму 298,8 тыс. рублей, что составило 0,03% от общей стоимости выполненных работ, не повлияло на формирование средневзвешенного тарифа на водоснабжение и водоотведение. Указанные суммы необоснованных расходов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов водоснабжения и водоотведения в дальнейшем учтены (сняты с объемов работ) при подписании актов выполненных работ с подрядными и субподрядными организациями.

Палатой в очередной раз было отмечено, что при существующей в настоящее время практике перекрестного субсидирования МУП "Горводоканал" недополучает доход от услуг по водоснабжению и водоотведению, оказываемых по средневзвешенному тарифу, рассчитанному для г. Новосибирска, городам Обь, Бердск, поселкам Кудряши, Краснообск, Кольцово, Раздольное Новосибирской области, имеющих значительно более низкую долю потребителей в виде промышленных предприятий и организаций по сравнению с г. Новосибирском. В 2006 году недополученный доход составил 13954,3 тыс. рублей (по водоснабжению - 10599,3 тыс. руб.; по водоотведению - 3355,0 тыс. руб.), а предприятие, соответственно, меньше инвестировало средств на указанную сумму в восстановление и развитие муниципальных сетей. По замечанию Палаты, касающегося необходимости ликвидации перекрестного субсидирования, мэрией разработан график прогнозного роста тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению на 2008 - 2011 годы, при реализации которого перекрестное субсидирование будет ликвидировано.

Проверкой финансово-хозяйственной деятельности МУП "САХ" установлено, что причиной убыточной деятельности предприятия за 2006 год стала оплата услуг по утилизации ТБО мусороперерабатывающему предприятию, не предусмотренная в составе тарифов на вывоз и утилизацию ТБО на 2006 год. Общая сумма финансовых нарушений по результатам проверки составила 4650,3 тыс. рублей, из которой 3686,7 тыс. рублей - необоснованные расходы на оплату услуг жилищным организациям за сбор платы с населения за оказанные МУП "САХ" услуги.

По расчету Палаты за счет неэффективного и нерационального составления маршрутных графиков движения автотранспорта по вывозу ТБО и неполной загрузки автомобилей дополнительные расходы предприятия на "лишний" пробег автотранспорта составили 704,1 тыс. рублей.

Проверкой сметной документации и актов выполненных работ по договору подряда с ООО "СИБИНТЕР-Н" установлено завышение стоимости фактически выполненных строительно-монтажных работ на сумму 259,5 тыс. рублей, что составило 50,2% от общей суммы договора.

При экспертизе обоснованности тарифа на услуги предприятия на 2007 год из расчета обоснованной величины себестоимости услуг по вывозу ТБО по предложению Палаты исключены расходы на оплату услуг жилищных организаций за сбор платы с населения и расходы на "лишний" пробег автотранспорта, что позволило снизить расходы предприятия в целом на 4384,5 тыс. рублей, а себестоимость услуги по вывозу ТБО на 2,98 руб./куб. м, включены расходы на оплату услуг сторонним организациям на утилизацию отходов.

При проверке установлены многочисленные случаи нарушения МУП "САХ" требований законодательства об организации и проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений: по результатам проведенных осмотров не оформляются акты на каждое здание и сооружение с указанием обнаруженных дефектов, мер по их устранению и сроков выполнения. Не ведется технический журнал по эксплуатации зданий и сооружений, необходимый для учета всех работ по их обслуживанию и ремонту. Планы ремонтов составляются без указания объемов работ. Стоимость работ не расценивается. Отчеты по текущему ремонту не оформляются должным образом. Отсутствуют дефектные ведомости на ремонтные работы. Не оформляются акты на скрытые работы. Строительные материалы списываются без учета норм списания, указанных в актах. При этом в актах не всегда указываются объемы выполненных работ.

Палатой были установлены также факты неэффективного использования средств бюджета города. За период с 01.01.2004 по 01.10.2007 на содержание неиспользуемого имущества (городских туалетов) из бюджета города направлено 473,4 тыс. рублей. Основными затратами в последние два года являлась арендная плата за землю - 325,0 тыс. рублей.

В рамках контроля средств, поступающих по приоритетным национальным проектам, в 2007 году проведен мониторинг финансирования расходов (с выборочной проверкой), направленных на реализацию приоритетных национальных проектов "Образование", "Здоровье", "Доступное комфортное жилье - гражданам России" в городе Новосибирске в 2006 - 2007 годы.

Проверки целевого использования средств бюджета города, выделенных для ремонта рентген-кабинетов в связи с поступлением оборудования в рамках национального проекта "Здоровье", проведены в 17 муниципальных учреждениях здравоохранения. В результате проверок нецелевого использования средств бюджета города не установлено, муниципальный заказ на ремонтные работы размещался на конкурсной основе, поставка оборудования производилась в соответствии с заявками учреждений, поступившее оборудование оформлялось в соответствии с требованиями законодательства о бухгалтерском учете.

Результаты реализации национальных проектов в г. Новосибирске свидетельствуют, что они в значительной степени способствовали активизации инновационной деятельности общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения и повышению заработной платы их работников, формированию общественной оценки результатов работы школ, учреждений здравоохранения, определению дальнейших перспектив развития всей муниципальной системы образования, здравоохранения, жилищного комплекса с учетом современных требований.

Доказательством прогрессивного значения внедрения национальных проектов в городе в 2007 году служат, в частности, данные об увеличении числа работников участковой службы в учреждениях здравоохранения на 189 человек (12,9%), поставка медицинского оборудования в количестве 242 единицы, машин скорой помощи в количестве 46 единиц, вследствие чего показатель их износа сократился с 70% до 22%. Для исключения "перекосов" в оплате труда медицинских работников в бюджете города предусмотрены надбавки медицинским работникам, не получающим поддержку из федерального бюджета, в сумме свыше 170,0 млн. рублей.

Для создания условий, способствующих обеспечению социальной защищенности и поддержки работников муниципальной системы образования, были сохранены ежемесячные муниципальные доплаты: молодым специалистам, аттестованным на высшую квалификационную категорию, педагогическим работникам гимназий и лицеев, работникам дошкольных образовательных учреждений за выслугу лет, повышены муниципальные надбавки руководителям образовательных учреждений.

Учитывая, что при выделении средств из федерального и областного бюджетов для обеспечения жильем отдельных категорий граждан в расчет принимается стоимость квадратного метра жилья намного ниже рыночной, для обеспечения доступности приобретения и строительства жилья молодым семьям - участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" принята муниципальная программа "Об обеспечении дополнительной субсидией молодых семей при рождении (усыновлении) ребенка на 2007 - 2010 годы". В соответствии с Программой при рождении (усыновлении) одного ребенка семье предоставляется дополнительная субсидия в размере 9,5% расчетной стоимости жилья. Однако, по данным мониторинга, молодые семьи, получившие сертификаты по федеральной и областной программам, в администрацию района или мэрии для получения дополнительной субсидии не обращались.

По результатам мониторинга следует, что в 2007 году на реализацию ОЦП "Переселение граждан, проживающих в НСО, из ветхого и аварийного жилого фонда на 2003 - 2010 годы" запланировано средств бюджета города в 1,3 раза больше, чем в совокупности за три предшествующих года. В 2007 году план по переселению семей из ветхого и аварийного жилья выполнен на 98,6%, а по переселению количества человек перевыполнен на 9,5%.

 

Экспертно-аналитическая деятельность

 

Одним из главных контрольных мероприятий, проводимых Палатой в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, была экспертиза отчета об исполнении бюджета города Новосибирска за 2006 год и подготовка соответствующего заключения, представленного в Совет депутатов города.

Наиболее значимыми повторяющимися нарушениями по результатам анализа экспертиз об исполнении бюджетов являлись:

при снижающемся значении показателя, использование средств резервного фонда как дополнительного источника финансирования расходов, носящих плановый характер, что не соответствует требованиям статьи 81 БК РФ. На непредвиденные расходы в 2006 году направлено 41,2% от общей суммы резервного фонда (в 2003 году - 73,2%, в 2004 году - 93,4%, в 2005 году - 45,5%);

осуществление расходов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления, являющихся полномочиями органов государственной власти, в частности расходы на финансирование федеральных структур - УФНС по НСО, вузов, МВД РФ, Новосибирского военного института внутренних войск МВД и других в 2006 году увеличились по сравнению с 2003 годом в 2 раза - до 25,0 млн. рублей;

невыполнение требований Положения о прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития города Новосибирска, в частности несоответствие объемов финансирования большей части городских целевых программ объемам финансирования, предусмотренным их паспортами, дублирование мероприятий городских целевых программ, отсутствие уникальных кодов бюджетной классификации каждой городской целевой программы, что затрудняло проведение текущего мониторинга за их выполнением.

По результатам экспертиз установлено, что одним из основных недостатков, имевших место в течение ряда лет и служащих предпосылкой неэффективного использования бюджетных средств, являлось неравномерное исполнение бюджета в течение финансового года, в основном - из-за недостаточно качественного планирования муниципального заказа и составления смет расходов получателей бюджетных средств, а также их длительного утверждения.

Результаты экспертиз Палаты проектов решений городского Совета об исполнении бюджета за отчетный период учитывались при подготовке проектов бюджета города на очередной финансовый год. В частности, с 2007 года не финансируются УФНС по НСО, управление ветеринарии с ветеринарно-санитарной инспекцией, с 2008 года - аварийно-спасательная служба по НСО, соблюдается порядок применения бюджетной классификации в части отражения расходов на местное самоуправление. По решению Совета депутатов города создается МУ "Единый заказчик по обеспечению мероприятий по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности".

По результатам экспертизы проекта решения городского Совета о бюджете на очередной финансовый год Палатой отмечено, что на протяжении 5 лет наблюдаются недостатки в планировании бюджета, являющиеся основной причиной значительного отклонения показателей исполнения бюджета города от первоначально утвержденных депутатами.

В частности, отмечено продолжающееся планирование отдельных доходных статей бюджета и расходных обязательств при отсутствии утвержденных муниципальных правовых актов (постановления мэра о тарифах на услуги ЖКХ, решений городского Совета об отдельных городских целевых программах, постановления мэра о порядке отчисления в бюджет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, распоряжения мэра о повышении денежной нормы питания на один дето-день и т.д.), а также недостаточность обоснованности отдельных расчетных показателях. Так, при планировании поступления в бюджет города налога на доходы физических лиц в 2008 - 2010 годах при расчете применен индекс роста фонда оплаты труда 132,0%, в то время как в прогнозе социально-экономического развития города Новосибирска в указанный период аналогичный показатель предусмотрен в размерах 114 - 118%.

Кроме того, при экспертизе проекта бюджета на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов Палатой отмечено:

снижение доли расходов на городские целевые программы в общих расходах бюджета города с 20,5% в 2004 году до 4,4% в 2010 году, что противоречит концепции реформирования бюджетного процесса и свидетельствует о снижении роли программно-целевого метода планирования бюджета;

отражение в расходах бюджета города расходов на реализацию приоритетных национальных проектов без соответствующей детализации, позволяющей обеспечить необходимый контроль за выполнением мероприятий;

расхождение прогнозных оценок отдельных показателей, приведенных в проекте плана социально-экономического развития города Новосибирска, и отраслевых департаментов, характеризующих результаты их деятельности в планируемом периоде.

Ряд предложений и выводов Палаты учтены при принятии бюджета на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годы во втором чтении. В частности, уточнено отнесение расходов на субсидии муниципальным унитарным предприятиям по кодам бюджетной классификации (перераспределены бюджетные по подразделу "Культура" в сумме 56,1 млн. рублей, по подразделу "Физическая культура и спорт" в сумме 18,8 млн. рублей), на 15 млн. рублей увеличены бюджетные ассигнования на проведение ремонта и приобретение технического оборудования для вновь приобретенных помещений комитетом по делам молодежи, устранены допущенные технические ошибки, в связи с окончанием срока действия исключена из состава ГЦП на 2008 год Программа "Взаимодействие мэрии и научно-промышленного комплекса по решению задач социально-экономического развития города Новосибирска", а денежные средства на проведение запланированных мероприятий отражены в бюджете как непрограммные мероприятия.

Анализ проекта решения о бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов показал, что в качестве источника финансирования дефицита бюджета предусматривались только кредитные ресурсы от кредитных организаций. В экспертном заключении Палаты, подготовленном к первому чтению, было отмечено, что прогнозируемая долговая политика увеличивает риск невыполнения планируемых в течение трехлетнего периода расходов на обслуживание муниципального внутреннего долга. При подготовке проекта бюджета ко второму чтению замечание Палаты было учтено - в программы заимствований на 2008 - 2009 годы включено привлечение средств в виде муниципальных ценных бумаг по 1500 млн. рублей.

Экспертиза экономической обоснованности цен и тарифов на услуги ЖКХ города Новосибирска проводилась с учетом результатов проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий, оказывающих услуги населению в сфере ЖКХ.

В экспертном заключении отмечено, что в тарифной политике города Новосибирска на 2008 год, в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 21.08.2001 N 609, сохранилось перекрестное финансирование коммерческими организациями расходов населения и бюджетных организаций по водоснабжению и водоотведению, по вывозу, приему и утилизации ТБО. При формировании тарифов на 2008 год предложение Палаты о сокращении размеров перекрестного субсидирования учтено, в связи с чем плата за услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов для организаций стала более доступной и привлекательной для новых потребителей, что, в свою очередь, позволит МУП "САХ" достичь более устойчивого финансового положения.

В 2007 году в рамках экспертизы тарифов на коммунальные услуги проведена экспертиза надбавок к тарифам для организаций коммунального комплекса и тарифа для организаций на подключение к системе коммунальной инфраструктуры в рамках Программ "Развитие системы водоснабжения и водоотведения на 2007 - 2011 годы" и "Развитие полигона по утилизации твердых бытовых отходов "Гусинобродский" на 2007 - 2011 годы".

По результатам многих проверок и экспертиз исполнения бюджета Палатой неоднократно обращалось внимание депутатов на низкий уровень заработной платы отдельных категорий работников в отраслях образования и здравоохранения, не превышающий прожиточный минимум, и отсутствие единых документов, регламентирующих оплату труда работников отдельных отраслевых структур мэрии - работников муниципальных учреждений социального обслуживания населения, здравоохранения, работников муниципальных учреждений, функции по управлению которыми возложены на ГУБО.

По решению постоянной комиссии Совета депутатов по бюджету и налоговой политике создана рабочая группа по разработке и установлению отраслевых систем оплаты труда, порядка их применения для организаций бюджетной сферы города Новосибирска.

Замечания контрольно-счетной палаты учтены при разработке проекта решения Совета депутатов "О внесении изменений в Положение о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности на территории города Новосибирска" от 17.09.03 N 298. Сотрудники Палаты в составе рабочей группы принимали участие в разработке Положения о бюджетном процессе в городе Новосибирске.

 

Информационная и иная деятельность

 

В 2007 году Палатой осуществлялось постоянное взаимодействие по вопросам текущей деятельности с аппаратами органов законодательной и исполнительной власти города Новосибирска, Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами регионов (города Москвы, Волгоградской и Новосибирской областей) и муниципальных образований (Иркутска, Омска, Красноярска, Улан-Удэ, Кургана, Томска и многих других).

В 2007 году контрольно-счетная палата города Новосибирска стала соучредителем Союза муниципальных контрольно-счетных органов России, что позволило установить более устойчивые связи с контрольно-счетными органами субъектов РФ, муниципальных образований, выработать единые подходы к проведению контрольных и экспертных мероприятий.

В целях обеспечения единого подхода к оценке фактов и классификации нарушений, недостатков и их последствий, а также определения ущербов городу при осуществлении финансового контроля подготовлен Классификатор нарушений, недостатков и их последствий, выявляемых Палатой.

Для расширения методологической основы контрольной и экспертно-аналитической работы Палаты создан Каталог нормативных и методических документов контрольно-счетной палаты города Новосибирска, а также методических документов государственных органов Российской Федерации и КСО субъектов Российской Федерации, рекомендованных и возможных для использования в работе Палаты. Продолжено формирование библиотеки Палаты, представленной справочной литературой (статистические сборники, справочники по отдельным отраслям знаний), специализированной литературой по вопросам экономики, финансов и государственного и муниципального финансового контроля.

В течение года продолжалась целенаправленная работа по профессиональной переподготовке и повышению квалификации сотрудников Палаты. Сотрудники принимали участие в семинарах по темам: "Реформирование бюджетной системы Российской Федерации и организация муниципального финансового контроля" (Москва), "Актуальные вопросы бюджетной и тарифной политики в жилищно-коммунальной сфере на 2007 - 2008 годы" (Москва), "Роль и задачи контрольно-счетных органов в повышении эффективности финансового контроля в условиях реформирования местного самоуправления и выполнения национальных проектов" (Абакан).

Аудиторы Палаты читали лекции на региональном тематическом семинаре специалистов контрольно-счетных органов субъектов РФ, проводимом межрегиональным центром повышения квалификации СибАГС, по проблемам поступления неналоговых доходов в бюджет муниципального образования и о роли контрольно-счетных органов в формировании тарифной политики органов местного самоуправления.

В целях совершенствования контрольной, экспертно-аналитической и иной деятельности Палатой разработаны Методические рекомендации по подготовке экспертного заключения Палаты об исполнении бюджета города и на проект решения о бюджете города на очередной финансовый год, по тарифам на услуги коммунального хозяйства и инвестиционным программам.

В 2007 году продолжалась целенаправленная работа по профессиональной переподготовке и повышению квалификации сотрудников Палаты.

На 2008 год для Палаты остаются актуальными вопросы контроля:

за соблюдением нормативных актов при осуществлении закупок товаров, работ и сметной стоимости работ на строительство, ремонт и реконструкцию муниципального имущества, составляющих значительную часть расходов бюджета города;

за управлением и распоряжением городской собственностью, оказывающих влияние на полноту поступления неналоговых доходов в бюджет города. В частности, за эффективностью управления долями г. Новосибирска в уставных капиталах хозяйствующих субъектов;

за внедрением разрабатываемых в настоящее время по предложению Палаты единых отраслевых документов по оплате труда работников муниципальных учреждений, а также порядка и условий применения стимулирующих и компенсационных выплат;

за совершенствованием отраслевыми департаментами системы ведомственного контроля, позволяющего исключить повторение из года в год одних и тех же нарушений бюджетного законодательства подведомственными им учреждениями и предприятиями;

за повышением качества программно-целевой части бюджета, а именно за соответствием принятых городских целевых программ требованиями Положения о прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития города Новосибирска, а также за их финансированием в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ;

за ликвидацией практики перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению ТБО, что будет способствовать привлечению муниципальными предприятиями дополнительных пользователей и улучшению показателей их хозяйственной деятельности, улучшению экологической обстановки в городе, стабильности финансовых результатов деятельности предприятий, оказывающих услуги.

Деятельность Палаты планируется реализовывать через внедрение новых форм контроля и унификации проведения традиционных контрольных мероприятий. В форме аудита эффективности в 2008 году запланировано провести 5 проверок. Традиционно одним из приоритетных направлений деятельности Палаты будет контроль в области расходов бюджета на здравоохранение, спорт, социальную политику (6 проверок), жилищно-коммунальный сектор (8 проверок), мониторинг реализации приоритетных национальных проектов.

В целях обеспечения единообразия и полноты оценок аналогичных, типовых ситуаций планируется применять Классификатор нарушений, недостатков и их последствий, выявляемых контрольно-счетной палатой города Новосибирска.