Возможно ли сделать так, чтобы местные кладбища могли сравниться по ухоженности с европейскими?
Выставка «Белый тополь»
Специалисты похоронного дела на прошлой неделе собрались со всей России на юбилейную, десятую выставку мемориальной культуры «Белый тополь». Неудивительно, что местом встречи выбрали столицу Сибири. Ведь Новосибирск уже много лет лидер в развитии ритуально-похоронного дела. Специалисты из Москвы, Екатеринбурга, Томска и Хабаровска обсудили и проблемы, связанные этой отраслью.
Проект «Долголетие кладбищ», который появился в Новосибирске недавно, представил депутат Совета депутатов Новосибирска, директор МУП «Похоронный Дом ИМИ» Сергей Бондаренко. По проекту в Новосибирске должны появиться новые формы захоронений: колумбарии, пантеоны, семейные склепы. Пока всё это не пользуется большим спросом у граждан, но участники круглого стола надеются, что скоро ситуация изменится.
«Проект, с одной стороны, поможет не забывать тех, кто жил до нас, - объяснил Сергей Бондаренко. - А с другой стороны, это прагматично: ведь в первую очередь он сохранит городскую землю».
Сейчас 30% могил, за которыми вообще не ухаживают родственники умерших. Ещё какое-то количество погребений навещают не более одного раза в несколько лет. В этой ситуации сложно проводить инвентаризацию.
Профессионалы отрасли хотят, чтобы в итоге появился документ - своего рода «паспорт» захоронения.
А на входе на кладбище необходимо поставить специальный терминал, система которого отмечает посетителя конкретного захоронения. При помощи этого устройства можно получать и другую информацию, например, расположения могил. Те могилы, которые не посещают годами, можно считать брошенными. Кстати, подобные терминалы уже действуют в Белоруссии.
Зачем необходимо опекунство?
Что делать, если могила никому не нужна? Сохранить её в приличном состоянии поможет «опекунство». Этот термин существует в Москве уже 10 лет, а в Европе - более полувека.
Как рассказал эксперт, «опекун» -тот, кто ухаживает за могилой несколько лет вместо родственников. Поэтому он имеет право хоронить на этом участке. В принципе возможно сохранить и имя ранее погребённого человека. Оно переносится либо на тыльную сторону памятника, либо на отдельный знак. Таким образом, память о людях не исчезает.
Вместительность кладбища можно увеличить с помощью многоуровневых захоронений: такие уже используются во Франции и Испании. Кстати, во многих европейских странах кладбища воспринимают как музей под открытым небом.
Местный краевед Константин Голодяев предложил проводить по новосибирским кладбищам пешеходные экскурсии. На Новодевичьем кладбище в Москве, где захоронены известные люди, уже их проводят. В историко-культурной программе «Белый тополь» создан специальный путеводитель. Дело осталось за малым - продумать маршруты.
«Нужно просто найти новую форму организации захоронений в мегаполисе, - считает Сергей Бондаренко. - Ту, которая решит множество проблем, связанных с дефицитом территорий, их неухоженностью, которая сделает прозрачной деятельность похоронного бизнеса, а главное - повысит уровень мемориальной городской культуры».
Возможно, этот проект принесёт пользу не только нашему мегаполису, но и другим городам России.